+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Виды налогов и неналоговых платежей

Основное разграничение этих видов налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, Виды налоговых и неналоговых платежей России.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Мирзиёев хочет сократить виды налогов

Налоги и налогообложение

виды налогов и неналоговых платежей
Как налоговые, так и неналоговые платежи, за редким исключением, . " нет оснований исключать сборы любого вида из сферы действия налогового .

По соотношению объема оформления первичной документации и размера одного платежа: Большой объем первичной документации с незначительными от 100 руб. Средний объем первичной документации с незначительными 100 руб. Небольшой объем первичной документации с существенной платой например, договоры от оказания платных услуг подразделениями вневедомственной охраны.

По основным направлениям реформирования: Неналоговые платежи, по которым требуются системные решения о самих принципах их взимания. Платежи, по которым нужен временной мораторий. Платежи, которые с рациональной точки зрения лучше отменить. Платежи, которые лучше оставить неизменными. Универсальные услуги связи — это: услуги телефонной связи с применением таксофонов; услуги по передаче информации и обеспечению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Универсальные услуги связи предоставляют операторы универсального обслуживания, которых отбирают по результатам конкурса. Порядок проведения этого конкурса установлен Правительством РФ от 22. На основании п. Но с 01. Если от оператора связи не поступает соответствующих данных о расчете обязательных отчислений в резерв или же эти сведения предоставляются с нарушением действующего порядка, такого оператора вполне можно привлечь к административной ответственности.

Основанием станет нарушение лицензионных условий лицензии на предоставление соответствующих услуг связи для целей телерадиовещания.

Каждая лицензия на предоставление услуг связи для целей телерадиовещания включает в себя условие, в соответствии с которым оператор связи должен подавать данные о базе расчета обязательных отчислений неналоговых выплат в резерв универсального обслуживания в порядке, которые установил федеральный орган исполнительной власти в области связи. Форма расчета базы обязательных отчислений неналоговых платежей также утверждается органом исполнительной власти.

Это лицензионное условие не входило в соответствующие лицензии до 01. ПП РФ от 18. Из Приказа министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16.

В лицензионные условия лицензии на предоставление услуг связи для целей телерадиовещания с датой выдачи регистрации примерно до конца 2008 г. В соответствии с п. В связи с этим, если в условиях лицензии кабельного, эфирного проводного оператора нет данного пункта, в обязанности оператора связи все равно входит предоставление данных о базе расчета обязательных отчислений неналоговых выплат в резерв универсального обслуживания.

Если оператор не сообщает, как рассчитываются отчисления неналоговые платежи в резерв универсального обслуживания, он нарушает п. Административную ответственность в данном случае он не несет. Оператору могут лишь выдать предписание об устранении нарушения.

Если данное условие включено в условия лицензии, непредоставление информации о базе расчета неналоговых платежей в резерв расценивается как нарушение лицензионных условий. Выявление этого нарушения влечет за собой составление протокола об административном нарушении по ст. Приказ Минкомсвязи разъясняет, как заполнять формы, в соответствии с которыми предоставляют эти данные. Как систематизировать неналоговые платежи На сайте Правительства РФ 14.

План мероприятий, разрабатываемый Минфином и Минэкономразвития, утверждает и дополняет план формирования и упорядочивания общего списка неналоговых выплат, который был утвержден в октябре 2016 года. В плане предусмотрены определенные значимые мероприятия: запрет на ввод новых платежей до принятия ФЗ, в котором будет указан порядок начисления, суммы и период действия выплат; инвентаризация существующих сейчас платежей; установка в Бюджетном кодексе положений о реестре платежей государственного и муниципального назначения; формирование ФЗ, где будут прописаны общие требования к порядку начисления, суммам и срокам вступления неналоговых платежей в силу; установка порядка и правил ведения реестра платежей муниципального и государственного характера.

По прогнозам благодаря данным мероприятиям нагрузка на бизнес существенно снизится. Этому также поспособствует то, что администрирование неналоговых платежей станет более эффективным. Зачем проводится налоговый аудит и как извлечь из него максимальную пользу Как разрабатывается реестр неналоговых платежей С целью защиты предпринимательства от повышения налоговой нагрузки на государственном уровне было выдвинуто предложение по созданию единого реестра неналоговых платежей.

До тех пор пока перечень неналоговых платежей в РФ не разработан, неналоговые платежи могут быть различными — все зависит от региона России. Взимать платежи должны власти субъектов. Чтобы контролировать налоговую нагрузку, требуется систематизация платежей. Какая информация есть на данный момент о формируемом реестре неналоговых платежей? Как сообщают чиновники, в реестре будут 4 группы. Классифицирует платежи по категориям Минэкономразвития. Неналоговые платежи, которые поступают в бюджет и имеют безвозмездную основу речь идет об экологических и утилизационных сборах, патентных пошлинах, плате за негативное влияние на экологию.

Платежи с характером услуги, поступающие в бюджет или федеральное бюджетное учреждение речь идет об оплате рассмотрения обязательных проектных документов, которые нужны, чтобы получить разрешение на сбросы отходов; плате за предоставление сведений о водном объекте, обязательное энергетическое исследование; затратах на проверку сортовых и посевных качеств семян.

Неналоговые платежи, связанные с расходами предприятий для соответствия установленным требованиям бесплатное предоставление персоналу спецодежды, расходы на исполнение требований к критически важным объектам и объектам, представляющим потенциальную опасность, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Неналоговые платежи, которые рационально исключить из перечня речь в данном случае идет о плате за получение лицензии в отрасли электросвязи в ходе торгов, платежах за парковку на автодорогах общего пользования, сборе за проход иностранных судов по водным путям в России. Планируется, что первые две категории платежей войдут в соответствующий реестр, которым займется Минфин.

На какие неналоговые платежи распространяется мораторий Правительством РФ 01. Мораторий продлится до 01. Как отметил экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев, благодаря принятым мерам предприниматели сэкономят до 1,5 трлн руб.

Государство наложило мораторий на 4 предусмотренных законодательством платежа, которые, однако, до сегодняшнего дня не взимались: экологический сбор; платеж за ущерб, нанесенный централизованным системам водоотведения; платеж за сбор загрязняющих веществ; затраты на формирование материальных финансовых запасов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В конце января 2017 г. Дмитрий Медведев подписал поручение о моратории на новые неналоговые платежи. Министерствам и ведомствам запрещено принимать и вносить проекты актов, предусматривающие новые неналоговые платежи, до того момента, как будет принят ФЗ о порядке их ввода, взыскания и уплаты. Запрет затрагивает лишь обязательные платежи, установленные не Налоговым кодексом РФ, а другим законодательством.

Речь, в частности, идет о взносах в пенсионный и иные государственные внебюджетные фонды, сборах за регистрацию компаний, корабельном сборе, патентных пошлинах, сборе за регистрацию СМИ, экономических платежах и т.

Экспертные источники сообщают, что число таких платежей в России составляет от 30 до 50 и более. Естественно, учитывая такие показатели, эксперты говорят о проблеме повышения нагрузки на бизнес.

Будет ли создан кодекс неналоговых платежей Минфин и Минэкономразвития совместно разработали закон о неналоговых платежах и внесли его в правительство. Закон касается всех обязательных неналоговых платежей индивидуально-безвозмездного характера или платежей, которые взыскиваются за выдачу документации, подтверждающую определенные права и связанную с предпринимательством.

Перечень в начальной редакции включал в себя свыше 30 неналоговых федеральных платежей. В соответствии с законопроектом после 01. Помимо этого, у бизнеса появится время на подготовку к любому из новых платежей или изменению действующего. Принятые об этом акты начнут действовать не раньше 1 января будущего года или же по истечении 6 месяцев после публикации.

Аналогичное правило введут и по новым формам отчетности, связанным с платежами. Определение ставок выплат станет более упорядоченным.

Проект также даст предприятиям определенные процедурные гарантии относительно того, что расчеты неналоговых платежей будут проведены точно.

Бизнесмены смогут получить справки о платежах в кратчайшие сроки, выполнить перерасчет и сверить полученный результат. Сфера деятельности: аудит, финансовое, налоговое и юридическое консультирование, защита и управление активами, инвестиционное сопровождение, бухгалтерский аутсорсинг и пр. Численность персонала: 152. Ежегодная сумма инвестиций в проекты: 15 млрд руб. Вложенные файлы.

Неналоговые платежи: особенности, виды и последние изменения в законодательстве

Разовые изъятия Определение, данное в ст. Однако несмотря на то, что правоприменительная практика, в частности Конституционного суда Российской Федерации, косвенно данную позицию подтверждает, с ней трудно согласиться, так как действующее российское законодательство регламентирует данный вопрос несколько по-другому. Необходимо отметить, что до недавнего времени в науке советского финансового права вообще достаточно четко выделялись налоговые и неналоговые платежи как виды государственных доходов в зависимости от формы платежей и методов их взимания.

Действительно, общими для налоговых и неналоговых платежей являются установленные законодательством порядок и условия взимания, обязательность уплаты, принудительный характер изъятия, связь платежа с бюджетом или внебюджетным фондом, а также безэквивалентность платежа. Вместе с тем действующее налоговое законодательство не позволяет отождествлять эти виды платежей.

Немногим позднее постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10. Впредь, до принятия этого нормативного акта, на территории России сохранялось действие законодательства, регулировавшего взимание неналоговых платежей, не предусмотренных Законом об основах налоговой системы, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством.

К сожалению, вышеуказанный перечень так и не был принят, а проект закона о неналоговых платежах отсутствует. Тем не менее вышеизложенное однозначно свидетельствует о том, что могут иметься отдельно налоговые и неналоговые платежи. В то же время правоприменительная практика Конституционного суда Российской Федерации свидетельствует о том, что концепция раздельного правового существования налогов и неналоговых платежей не однозначна.

Так, 1 апреля 1997 года Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации подпунктов 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 01. Рассматривая конституционность установления данного по сути своей неналогового платежа, Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 01.

Исходя из этого суд признал установление сбора за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства неконституционным, так как он был введен не федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации. Представляется, что данная позиция не бесспорна, так как российское законодательство позволяет в системе бюджетных доходов обособленно выделять налоговые и неналоговые платежи, имеющие различный уровень правового регулирования.

По нашему мнению, вышеуказанный подход правоприменительной практики может привести к необоснованной ликвидации всей системы неналоговых доходов бюджетной системы, что не согласуется с действующим законодательством.

В соответствии с этим критерием обязательный платеж приобретает статус налогового только в двух случаях: а когда этот платеж непосредственно включен в налоговую систему Законом об основах налоговой системы, который в ст. Причем, отечественному налогообложению известны лишь три случая, когда обязательные платежи, не предусмотренные Законом об основах налоговой системы, становились налогами в результате принятия соответствующих налоговых законов.

Так, согласно п. С этого момента все платежи, устанавливаемые в регионах и на местах, автоматически получали статус налоговых. Данное положение просуществовало три года и утратило силу только с 1 января 1997 года Указ Президента Российской Федерации от 18. За этот период было установлено около 200 разновидностей местных налогов. В другом случае Указом Президента Российской Федерации от 22. Кроме того, совсем недавно Федеральным законом от 21. Однако впервые одновременно были внесены соответствующие изменения и дополнения в ст.

Выделив основные юридические критерии разграничения налогов и иных неналоговых платежей, можно определить юридический статус последних, а также рассмотреть вопрос об отличии тех и иных изъятий. К квази-налогам относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, патентные пошлины, сбор за регистрацию предприятия, экологические платежи за загрязнение окружающей среды, сбор на воспроизводство, охрану и защиту лесов, платежи за выдачу лицензий, отчисления во внебюджетные отраслевые фонды, сбор за регистрацию средства массовой информации, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам, обязательные отчисления предприятий, организаций и физических лиц для выполнения возложенных на пожарную охрану задач и т.

Что касается разовых государственных изъятий, то они представляют собой платежи, взимаемые государством в особом порядке и, как правило, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказания. В качестве разовых изъятий необходимо рассматривать реквизиции и конфискации. Широко распространены также штрафы. Отличия между налогами и штрафами следует искать прежде всего в поводе изъятия.

Поводом налогового платежа является перераспределение национального дохода, поводом же уплаты штрафа является совершение того или иного правонарушения. Под ред. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. Налоговое право. Так, из анализа гл. II Закона об основах налоговой системы можно выделить следующие сопутствующие термины: - акцизы: акцизы на отдельные группы товаров пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин, легковые автомобили и т.

Проблема неналоговых платежей не только в том, что они рассеяны по части имущества в виде налогов и сборов, если параллельно.

Вы точно человек?

Статья: Вопросы соотношения налоговых и неналоговых обязательных платежей Волков В. К первой группе относятся собственно налоги и налоговые сборы, ко второй группе - иные обязательные платежи, включая различного рода неналоговые сборы, пошлины, платы, платежи и отчисления.

Налоговое право России: Курс лекций. Факт использования в наименованиях тех или иных обязательных платежей терминов "сбор" или "пошлина" существенного юридического значения не имеет, поэтому не должен приниматься во внимание. Ведь отдельные юридические конструкции, именуемые подобным образом, в отдельных случаях могут относиться на счет других правовых институтов, например штрафов.

В этой связи обращает на себя внимание исполнительский сбор, предусмотренный ст. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". В отношении него Конституционный Суд Российской Федерации в свое время отметил, что "... Не является он также государственной пошлиной в смысле ст. По смыслу ст. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий , а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства".

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. Известно, что относительно неналоговых платежей существует два главных теоретических суждения. Первое суждение заключается в категорическом отказе от взимания каких-либо обязательных платежей, кроме налогов и налоговых сборов, а второе - в сохранении возможности взимания наряду с налогами и налоговыми сборами также неналоговых сборов.

В данном случае мы не ставим себе в задачу формулирование окончательного вывода относительно состоятельности этих подходов в организации системы фискальных взиманий, однако в любом случае нельзя игнорировать существующую правовую реальность. А эта реальность непосредственно указывает на широкую распространенность неналоговых платежей, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на вполне легальных основаниях взимаются наряду с налогами и налоговыми сборами.

Приходится констатировать, что современное российское законодательство предусматривает уплату самых различных неналоговых платежей. В частности, в бюджетном законодательстве некоторые из них поименованы в составе неналоговых доходов бюджетов различных уровней. Так, в соответствии со ст. Неналоговые доходы субъектов Российской Федерации помимо прочего включают платы за негативное воздействие на окружающую среду и за использование лесов, а также декларационный платеж ст.

В качестве неналоговых доходов местных бюджетов определены сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления ст. Казалось бы, факт законодательного определения того или иного платежа в качестве неналогового дохода бюджета может служить надежным основанием для определения его правовой природы, однако это не совсем так. И дело даже не в том, что существует точка зрения, в соответствии с которой критерий разграничения платежей на налоговые и неналоговые по закреплению дохода от соответствующего платежа в соответствующих доходах бюджета имеет формальный характер и не решает вопрос о классификации обязательных платежей, а лишь позволяет в определенной степени выявить логику законодателя, его подход к систематизации платежей.

Напротив, представляется, что данный критерий вполне состоятелен, поскольку основан на положениях действующего законодательства. Однако применение этого критерия ограничивается исключительно теми платежами, которые поступают в бюджет, соответственно, его нельзя применить к тем неналоговым платежам, которые уплачиваются в иные внебюджетные фонды денежных средств. В качестве таковых, например, следует рассматривать третейские и портовые сборы.

Таким образом, состав рассматриваемых платежей включает не только платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, но также иные платежи, которые таковыми не являются. Все неналоговые платежи представляют собой самые различные правовые конструкции, общим у них является то, что, проявляя определенное сходство с налогами и налоговыми сборами, они тем не менее имеют признаки, отличные от них. Это обстоятельство позволяет отнести все подобные фискальные взимания к разряду неналоговых платежей, или квазиналогов.

В чем же заключается сходство и различие между налоговыми платежами и квазиналогами? Попытаемся дать ответ на этот вопрос, основываясь на положениях налогово-правовой теории.

В качестве исходного в данном случае может рассматриваться тезис о том, что "налоги и неналоговые фискальные платежи - атрибут публичной власти, представленной государством и местным самоуправлением. Фискальные платежи и публичная власть соотносятся как особенное и общее".

В самом деле, основное предназначение как налоговых платежей, так и квазиналогов - формирование финансовых ресурсов публичной власти.

Однако в отличие от первых, уплачиваемых и поступающих исключительно в бюджет либо в государственный внебюджетный фонд, вторые могут уплачиваться также в пользу отдельных субъектов публичного или даже частного права.

К примеру, уже упомянутые третейские сборы являются источником покрытия расходов, связанных с деятельностью Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, а портовые сборы - расходов морских администраций портов.

Соответственно, неналоговые платежи могут служить источником формирования частных фондов денежных средств. Это обстоятельство, на наш взгляд, является принципиальным с точки зрения разграничения налоговых и неналоговых платежей.

Что касается финансового значения рассматриваемых взиманий, то отдельные неналоговые платежи по этому показателю вполне сопоставимы с налоговыми. Во всяком случае, таможенная пошлина и сборы являются важнейшими источниками доходов федерального бюджета Российской Федерации, а лицензионные сборы составляют значительную долю доходов местных бюджетов.

И, хотя в большинстве своем квазиналоги решающего значения для формирования публичных финансов не имеют, а в ряде случаев источниками бюджетных доходов не являются, финансовая значимость вряд ли может служить основанием для их отграничения от налоговых платежей.

Как налоговые, так и неналоговые платежи, за редким исключением, относятся к роду обязательных платежей. Это составляет одно из важнейших общих оснований для всех рассматриваемых нами фискальных взиманий. К сожалению, действующее законодательство, как верно отмечает А. Курбатов, не содержит определения понятий "обязательные платежи" или "платежи обязательного характера", поэтому определить их значение применительно к конкретной ситуации возможно либо исходя из определения, данного в соответствующем законе, либо исходя из контекста.

При этом условно можно трактовать понятие "обязательный платеж" как в узком, так и в широком его значении. В узком значении в качестве обязательных следует рассматривать все платежи, уплачиваемые в бюджет и государственные внебюджетные фонды критерий направленности платежа. В широком значении термин "обязательные платежи" подразумевает все платежи, уплата которых обязательна для конкретных субъектов. С учетом того что не все обязательные неналоговые платежи поступают в бюджет или в государственные внебюджетные фонды, полагаем возможным исходить из широкой трактовки этого термина.

Однако, в свою очередь, возникает вопрос относительно обязательности неналоговых платежей. Обязательность неналоговых платежей по общему правилу обеспечивается силой принуждения. Вместе с тем принуждение в данном случае имеет существенные особенности. Во-первых, лица, заплатившие неналоговые сборы, так же, как и плательщики налоговых сборов, вправе рассчитывать на совершение в их пользу определенных действий.

В случае их неуплаты механизм принуждения фактически сводится к тому, что такие действия просто не совершаются. Соответственно, общие меры репрессивного характера, предусмотренные, например, законодательством о налогах и сборах, в данном случае не применимы в принципе. В связи с этим принуждение по неналоговым платежам может приобретать довольно необычные формы.

К примеру, в соответствии со ст. Во-вторых, неналоговые платежи уплачиваются не только в целях формирования финансовых ресурсов субъектов публичной власти, но и для покрытия расходов иных лиц, в том числе относящихся к субъектам частного права.

Следовательно, принуждение применительно к неналоговым платежам далеко не всегда обеспечивается государством в лице тех или иных его компетентных органов. В-третьих, следует принять во внимание, что в ряду фискальных взиманий существуют и необязательные неналоговые платежи, которые вовсе не предполагают какого-либо принуждения. В этой связи представляет интерес декларационный платеж, предусматривавшийся ст. N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" , уплата которого не являлась обязательной, поскольку связывалась с предоставлением физическим лицам дополнительной возможности исполнения обязанностей в отношении налогов, которые ранее ими не были уплачены.

В данном случае налогоплательщик самостоятельно принимал решение о необходимости уплаты этого платежа, поскольку ему предоставлялось такое право. Немаловажно также определить содержание предоставления, осуществляемого в пользу плательщиков неналоговых сборов. Если у налоговых сборов и пошлин оно всегда состоит в совершении юридически значимых действий, то у неналоговых платежей возможно предоставление иного рода.

Безусловно, лицензионные сборы, консульский сбор и патентная пошлина предполагают предоставление плательщику заключающихся в совершении в его интересах юридически значимых действий соответственно в виде оформления лицензии, паспорта и патента. Однако, к примеру, уплата таможенных сборов, помимо таможенного оформления как юридически значимого действия, связывается также с оказанием таможенными органами услуг по сопровождению транспортных средств и хранению товаров.

Таким образом, предоставление при уплате неналоговых платежей довольно разнообразно и наряду с юридически значимыми действиями в пользу плательщиков включает также оказание им различного рода услуг. В качестве важного признака отдельных неналоговых платежей может также рассматриваться их выраженный компенсационный характер.

Наиболее показательно этот признак проявляется у платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, согласно ст. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Соответственно, плата за негативное воздействие на окружающую среду есть своего рода компенсация за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и пр.

В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации определил, что "платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами в рамках финансово-правовых отношений за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер... СЗ РФ. Нельзя обойти вниманием и вопрос установления интересующих нас фискальных взиманий. Налоговые платежи, как известно, являются обязательными в силу их установления законодательными актами, относящимися исключительно к актам законодательства о налогах и сборах.

В отличие от них, неналоговые платежи устанавливаются актами законодательства иной отраслевой принадлежности. Например, таможенная пошлина и сборы установлены актами таможенного законодательства. И, хотя ставки этих платежей определяются Правительством Российской Федерации, в любом случае уровень их установления соответствует уровню законодательных актов.

Вместе с тем существует ряд неналоговых платежей, которые установлены и взимаются на основе подзаконных актов, в том числе ведомственного уровня, а также локальных актов организаций. Это обстоятельство также является важным с точки зрения разграничения налоговых и неналоговых платежей. Изложенное указывает на то, что неналоговые платежи в целом проявляют сходство с налогами и налоговыми сборами.

Однако отдельные их юридические признаки отличны от тех, которыми обладают налоговые платежи. Следующая важная теоретическая позиция, требующая определенности, касается внутренней структуры системы квазиналогов. Представляется, что она крайне неоднородна, поскольку состав квазиналогов включает обязательные платежи различного рода. При этом некоторые платежи проявляют между собой ряд сходных особенностей и специфических юридических признаков, которые позволяют выделить в общей системе квазиналогов обособленные их группы.

Безусловно, ядро системы неналоговых платежей составляют фискальные сборы, которые наряду с налогами и налоговыми сборами являются важнейшими правовыми средствами формирования публичных финансов. К числу таких платежей, на наш взгляд, относятся те обязательные платежи, которые поступают в доходную часть бюджетной системы, но уже в качестве неналоговых ее доходов. Вместе с тем состав квазиналогов шире и не исчерпывается фискальными сборами, поскольку включает и другие обязательные взимания.

К ним, очевидно, следует относить и так называемые парафискальные платежи, уплачиваемые не в бюджет, а в пользу отдельных субъектов публичного или частного права в целях покрытия их расходов. Парафискальные платежи, в отличие от фискальных сборов, непосредственно не являются источниками бюджетных доходов, но позволяют формировать различного рода внебюджетные фонды финансовых средств, проявляя при этом сходство с иными фискальными взиманиями.

Существуют диаметрально различающиеся точки зрения относительно возможного сочетания налоговых и неналоговых платежей и соответствующего правового регулирования. Так, Д. Винницкий, разработавший авторскую концепцию фискальных взиманий, исходит из того, что "... В связи с этим ученым фактически предложено все сборы, как налоговые, так и неналоговые, рассматривать исключительно с позиций налогово-правового регулирования и исходить из общего для всех них родового определения.

Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки.

Устанавливая региональный налог, представительные власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, основания и порядок их применения; налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы регионального налога и круг налогоплательщиков устанавливаются только Кодексом.

Устанавливая местный налог, представленные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, основания и порядок их применения; налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога.

Иные элементы местного налога и круг налогоплательщиков устанавливаются только Кодексом. Кроме перечисленных налогов и сборов на территории РФ в соответствии с главами 261—264 НК установлены также специальные налоговые режимы. Следует заметить, что эти режимы являются достаточно новым институтом налогового права, теоретические исследования которых масштабно не проводились.

По этой причине остаются нерешенными некоторые вопросы. Их размещение в составе налогов и сборов у нас не вызывает сомнения.

Однако при этом возникают некоторые методологические проблемы. Законодатель не приводит в Налоговом кодексе РФ четкого определения специальных налоговых режимов.

Косвенное определение все же представлено в ст. По всей видимости, законодатель это прекрасно понимает, ведь не случайно оно было видоизменено в 2004 г. Если ранее под такими режимами понимался особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах, то теперь в контексте восприятия нового смысла ст.

Можно заметить, что изменение понятийного смысла здесь не простая рокировка. В методологическом плане это переход от существовавшего восприятия специальных режимов как особого порядка исчисления всей совокупности налогов, уплачиваемых предприятиями, перешедшими на такие режимы, к представлению этих режимов как особого порядка определения элементов налогообложения. Очевидно, что новое определение характеризуется существенной недосказанностью: об элементах какого налога идет речь? Эта трактовка приобретет смысловую завершенность, если специальные налоговые режимы охарактеризовать как особые виды налогов, а в определенных случаях — и особый порядок налогообложения, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате некоторых других налогов и сборов.

Возможность восприятия таких режимов как особых налогов подтверждает наличие у них всех обязательных признаков налогов, а также положения п. По-видимому, в данном контексте речь идет о трех дополнительных федеральных налогах, установленных соответствующими специальными режимами: едином сельскохозяйственном налоге, едином налоге при упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Четвертый специальный режим не вводит нового налога, он предусматривает особый порядок налогообложения. Таким образом, обоснованным, на наш взгляд, будет следующее развернутое определение.

Специальные налоговые режимы — это особый порядок налогообложения и или особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.

Некоторую спорность может вызвать также характеристика этих специальных режимов налогов как федеральных по той причине, что нижестоящим уровням правления здесь в отдельных налогах предоставлены значительные полномочия по установлению их различных элементов. Кроме того, если эти режимы определить как региональные, то возникли бы существенные проблемы с возможностью нижестоящему уровню правления предусматривать освобождение от уплаты налогов, устанавливаемых вышестоящим уровнем.

Перечень специальных режимов, представленный в НК РФ в связи с императивным характером определяющих их норм, характеризуется как исчерпывающий. Данный перечень может быть расширен исключительно путем внесения соответствующих изменений в Кодекс.

Следует также отметить, что специальные режимы, безусловно, отличаются от общего режима налогообложения, так как, во-первых, не должны устанавливать более жесткие условия налогообложения, а во-вторых, предусматривают возможность освобождения от обязанности по уплате ряда налогов. Ни один налог из перечня федеральных, региональных и местных налогов, образующих общий режим налогообложения, не предоставляет такого освобождения.

Исключение составляет налог на игорный бизнес, который предусматривает освобождение, аналогичное специальным режимам. По этой причине данный налог следовало бы вводить именно как специальный налоговый режим. При установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения.

Возможность установления налоговых льгот для специальных режимов НК РФ не предусмотрена, так как логика разработки этих режимов и применения их отдельными категориями налогоплательщиков уже продиктована определенными налоговыми преференциями, адресованными этим категориям.

Установление обязательных элементов специальных режимов налогов законодательными или нормативными правовыми актами Элементы налога Единый налог при упрощенной системе налогообложения Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции на основе определения расходов и или доходов на основе патента.

Принятая в г. часть первая Налогового кодекса РФ (НК РФ) на основе Неналоговые платежи в отличие от налоговых не отвечают признаку . и других видов техники (тракторов, бульдозеров, строительной техники и т.п.) .
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Налоговые платежи Обеление экономики


Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий