+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Судебная практика по субсидии военнослужащим

Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 ()" (утв. . 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Задержка жилищных субсидий военнослужащим

Защита документов

судебная практика по субсидии военнослужащим
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда прав других военнослужащих на получение жилищной субсидии.

Дата вступления в законную силу 29. Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, административные ответчики в суд не прибыли, своих представителей не направили, при этом заместитель начальника ЗРУЖО Иванов и представитель ЗРУЖО просили рассмотреть дело без участия представителя названного жилищного органа.

ФИО1 какой-либо доли в этом жилом помещении на праве собственности не имеет. ГГГГ отец супруги умер, и все его дети, в том числе ФИО1, изъявили желание отказаться от своей доли в наследстве в пользу одной из несовершеннолетних сестер. ГГГГ супруга в принадлежащем ее отцу доме не проживает, поскольку сначала уехала учиться в колледж, расположенный в другом населенном пункте, а затем стала проживать с Грицаем.

ГГГГ Грицай заключил брак с ФИО1, после чего обратился к командованию воинской части с просьбой зарегистрировать его и супругу по адресу воинской части, однако командование разрешило оформить лишь временную регистрацию, что они и сделали. После этого Грицаю стали выплачивать компенсацию за найм жилого помещения. При этом сам Грицай в устном порядке предлагал начальнику территориального жилищного органа представить сведения от участкового о непроживании ФИО1 по вышеуказанному адресу, однако ему пояснили, что необходимости в этом нет.

Все эти обстоятельства в совокупности, полагает Грицай, подтверждают, что ФИО1 длительное время проживает именно с ним и является членом его семьи, а ее отца ФИО2 с ДД. ГГГГ они навещали лишь периодически, раз в несколько месяцев. Таким образом, отмечает административный истец, ФИО1 вместе со своим отцом длительное время не проживает, то есть она добровольно отказалась от пользования принадлежавшим ему жилым помещением.

Представитель ЗРУЖО в письменных возражениях, выражая свое несогласие с доводами Грицая, изложенными в административном исковом заявлении, отметил, что п. В силу чч. Поскольку материалы учетного дела административного истца не содержат данных, подтверждающих наличие ограничения и препятствий по пользованию ФИО1 указанной квартирой, а также какого-либо соглашения между собственником квартиры и лицами, вселенными в нее, о порядке пользования жилым помещением, то при таких обстоятельствах, исходя из правовых норм вышеназванных статей ЖК РФ и разъяснений, приведенных в п.

ЗРУЖО является органом исполнительной власти, к исключительной компетенции которого относится разрешение вопросов жилищного обеспечения военнослужащих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Учитывая прямое действие Конституции Российской Федерации и принцип разделения исполнительной и судебной власти, суды не вправе подменять орган исполнительной власти и разрешать вопросы, отнесенные к его компетенции. Суды вправе обязать орган исполнительной власти, должностное лицо указанного органа повторно рассмотреть вопрос, относящийся к предмету обжалования. Эти действия в отношении административного истца были исполнены при вынесении обжалуемого решения, повторное, внесудебное их совершение возможно лишь в случае удовлетворения п.

По указанным выше доводам не подлежат удовлетворению и требования, указанные в п. Требование о взыскании в пользу Грицая судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в сумме 300 руб.

Указанное обращение было инициировано административным истцом по собственной инициативе, ЗРУЖО ходатайств не заявляло. Наличие зарегистрированной собственности у ФИО1 не было предметом и доводом оспариваемого решения. В этой связи, приходят к общему выводу заместитель начальника и представитель ЗРУЖО, в удовлетворении требований Грицая надлежит отказать.

Представитель начальника УФО и УФО в письменных возражениях отметил, что вопросы предоставления жилищной субсидии соответствующей категории военнослужащих урегулированы Порядком. В соответствии с абз. Кроме того, названный представитель административных ответчиков, сославшись на ст. В заключение представитель начальника УФО и УФО просит признать УФО ненадлежащим ответчиком по делу, а в случае удовлетворения требований административного истца и взыскания в его пользу судебных расходов отразить в резолютивной части решения, что таковые взыскиваются со ЗРУЖО через лицевой счет УФО.

Заслушав административного истца, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Исходя из п. Согласно п. Порядок расчета жилищной субсидии определяется Правительством Российской Федерации. В Вооруженных Силах Российской Федерации процесс предоставления жилищной субсидии регламентируется Порядком. В частности, пп. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим и членам их семей с приложением документов, указанных в п.

Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в п. Финансовый орган в течение трех рабочих дней с даты поступления из органов Федерального казначейства информации о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей уведомляет об этом уполномоченный орган структурное подразделение уполномоченного органа.

В силу пп. Норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 кв. Норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок. В свою очередь поправочный коэффициент устанавливается в следующем размере: от 10 лет до 16 лет военной службы - 1,85; от 16 лет до 20 лет военной службы - 2,25; от 20 лет до 21 года военной службы - 2,375.

Начиная с 21 года поправочный коэффициент 2,45 увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года - до 2,75 включительно. ГГГГ в период обучения курсантом в военной образовательной организации высшего образования, и с этого момента проходит военную службу по контракту, в том числе с ДД. ГГГГ — в распоряжении воинского должностного лица, куда зачислен в связи с организационно-штатными мероприятиями с последующим увольнением после обеспечения жильем.

Таким образом, административный истец относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. По состоянию на ДД. ГГГГ, как следует из пояснений Грицая и копии соответствующего заявления, Грицай обратился в Отделение с ходатайством о перечислении ему жилищной субсидии на указанный выше состав семьи, приложив к этому заявлению пакет документов.

Вместе с тем, исследовав и оценив все обстоятельства, касающиеся регистрации, проживания и порядка пользования ФИО1 названным жилым помещением, суд приходит к следующим выводам. В данном жилом помещении она проживала вместе с отцом, матерью и младшей сестрой до ДД. С этого периода и до ДД. После знакомства с Грицаем, с ДД. ГГГГ между указанными лицами был заключен брак.

ГГГГ ФИО1, убыв на обучение в колледж, в дальнейшем возвращаться в дом своего отца больше не планировала, в связи с чем вывезла оттуда все свои вещи и какого-либо участия в оплате коммунальных услуг не принимала, тем самым отказавшись от пользования этим жилым помещением. Отца она в ДД. ГГГГ приезжала к нему раз в полгода. Фактически регистрацию в этом доме ФИО1 сохранила лишь для того, чтобы быть где-то постоянно зарегистрированной, поскольку иного жилого помещения для постоянной регистрации у нее не имеется.

Сразу же после приобретения Грицаем жилого помещения на предоставленную ему жилищную субсидию ФИО1 планирует оформить в нем постоянную регистрацию. В настоящее время, в связи со смертью отца в ДД. ГГГГ, она в нотариально заверенной письменной форме отказалась от причитающейся ей доли в наследстве. Согласно чч. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Правовые последствия отсутствия членов семьи собственника жилого помещения в жилом помещении при причине выезда из него ЖК РФ не регламентирует. В то же время исходя из аналогии закона ст. ГГГГ действий позволяет судить о том, что с этого периода она добровольно выразила свое желание отказаться от пользования жилым помещением, принадлежащим ее отцу, в связи с чем перестала быть членом семьи собственника данного жилого помещения и утратила право пользования им.

Одновременно с этим, как установлено по делу, ФИО1 внесена в личное дело Грицай в качестве члена его семьи и проживает совместно с ним в этом качестве. Отсутствие доказательств, указывающих на наличие ограничений и препятствий по пользованию ФИО1 указанным жилым помещением, равно как и содержание различного рода справок жилищно-коммунальных организаций и выписки из домовой книги сами по себе не могут подтверждать фактическое проживание ФИО1 в спорном доме и возможность отнесения ее в связи с этим к членам семьи собственника этого жилого помещения, при наличии иных данных, с достаточной степенью очевидности опровергающих это.

В остальных же копиях справок имеется указание лишь на регистрацию ФИО1 в спорном жилом помещении, что действительно установлено и в судебном заседании, однако в этом случае суд, прежде всего, исходит из того, что в силу ст.

Вопреки указанию в решении от ДД. При этом указанные обстоятельства существовали, и данные о них имелись в учетном деле Грицая на момент принятия должностными лицами жилищных органов решения о предоставлении ему жилищной субсидии. Таким образом, по настоящему делу не установлено ни одного из оснований, предусмотренных п. Как следствие суд приходит к выводу, что оспариваемые действия заместителя начальника ЗРУЖО Иванова не соответствуют п. В то же время, принимая решение о перечне действий, которые надлежит совершить должностным лицам для устранения допущенного нарушения, суд исходит из следующего.

Поскольку в силу пп. ГГГГ, общее руководство деятельностью ЗРУЖО осуществляет его начальник, суд полагает возможным напрямую возложить на это должностное лицо обязанность внести изменения в вынесенное его заместителем решение от ДД. Одновременно с этим, при разрешении требований Грицая о возложении на начальника УФО обязанности сделать перерасчет и выплатить разницу полученной жилищной субсидии, суд руководствуется тем, что в соответствии с п.

В этой связи суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных Грицаем требований в этой части, отмечая, что указанный вывод свидетельствует лишь о преждевременности заявленных административным истцом данных требований и не исключает возможности оспаривания им в дальнейшем действий кого-либо из должностных лиц в случае нарушения его права на доплату жилищной субсидии с их стороны после оформления и направления начальником ЗРУЖО соответствующих документов на этот счет, в зависимости от того, какое именно должностное лицо допустит это нарушение.

В то же время мнение представителя УФО и УФО о необходимости признания этого финансового органа ненадлежащим ответчиком по делу суд находит безосновательным, так как в силу приведенного выше п. Подтверждением служит также то, что жилищная субсидия Грицаю, как это видно из копии платежного поручения, была перечислена именно УФО. Таким образом, просьба о признании УФО ненадлежащим ответчиком по делу только лишь по причине преждевременности заявленных Грицаем требований к этому финансовому органу на законе не основана.

Поскольку суд пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления, на основании ч. Довод в этой части заместителя начальника и представителя ЗРУЖО относительно преждевременности заявления административным истцом требования о возмещении ему судебных расходов суд находит ошибочным, поскольку по смыслу ч. Каких-либо иных разъяснений на этот счет в данном документе не приведено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что выписка из ЕГРП на супругу была затребована Грицаем и приобщена к административному исковому заявлению в рамках доказывания обстоятельств, на которые он ссылался как на основание предъявляемого в суд административного искового заявления, что и сам Грицай подтвердил в судебном заседании. Факт самостоятельного истребования этих сведений ЗРУЖО, что отмечают в письменных возражениях заместитель начальника и представитель этого жилищного органа, не свидетельствует о невозможности получения их же Грицаем, поскольку они были взяты им для предъявления в суд как доказательства правомерности заявленных требований, а не в ЗРУЖО.

Таким образом, руководствуясь разъяснениями, приведенными в п. На основании изложенного и руководствуясь ч. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судебная коллегия по делам военнослужащих

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г. Определением заместителя председателя Северного флотского военного суда от 28 января 2016 г. В обоснование своей позиции представитель административного ответчика утверждает, что суд ошибочно применил к оспариваемым правоотношениям положения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", хотя вопрос предоставления Шепелеву Е.

N 510. В нарушение ч. Однако суды данное обстоятельство во внимание не приняли и в нарушение принципа очередности и законных прав других военнослужащих на получение жилищной субсидии ранее Шепелева Е. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2016 г. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены надлежащим образом.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. Как усматривается из материалов дела, Шепелев Е. Данное решение с комплектом необходимых документов и учетным жилищным делом истца 18 декабря того же года направлено для принятия окончательного решения в ФГКУ "Западрегионжилье" и поступило туда 26 декабря 2014 г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" от 14 января 2015 г.

Признавая незаконным оспоренное административным истцом бездействие начальника ФГКУ "Западрегионжилье", суды исходили из того, что согласно п. N 510 далее - Порядок , решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта , при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях.

При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Шепелеву Е. Однако данный вывод судов основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит материалам дела.

В соответствии с п. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих. Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации далее - ЖК РФ и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет ч.

Аналогичный подход сформулирован и в п. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях. Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Шепелева Е. Таким образом, перед административным истцом значилось 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имел, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Шепелева Е.

Указанное обстоятельство суды обеих инстанций оставили без внимания, хотя, как это следует из п. Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Шепелева Е. Однако суд должным образом не проверил, достаточно ли поступило денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех очередников, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии ранее Шепелева Е.

Ошибочными являются ссылки судов обеих инстанций на Федеральный закон от 2 мая 2006 г. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, а без их устранения невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов в сфере правовых отношений, регулирующих порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, что в силу ст.

Руководствуясь ст.

15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их Источник: Обзор судебной практики ВС РФ № 4 ().

Материалы судебной практики

Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением. Общие положения о жилищном обеспечении военнослужащих Общие положения о жилищном обеспечении военнослужащих Право на жилище гарантировано статьей 15 Федерального закона от 27.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: - военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания начиная с 1998 года , и совместно проживающие с ними члены их семей; - офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; - прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно п. Лицам, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом 2. На основании статьи 15. Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и или ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье 44 Федерального закона от 06. Выводы судов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих Обеспечение жильем при увольнении со службы Определение Верховного Суда РФ от 24. Истец не согласился с отказом и обратился в суд. Позиция суда: решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, Кривцу К.

Определениями судьи Северного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании президиума флотского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации заявителю и его представителю отказано.

Однако Верховный суд не согласился с выводами нижестоящих судов. По месту жительства в Кривец Н. Другого жилья на территории Российской Федерации они не имеют. Кривец К. Таким образом, заявитель правомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом супруги и дочери.

Иск об обязании предоставить жилье Апелляционное определение Ростовского областного суда от 15. Новошахтинска Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение. Позиция суда: Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.

Вышестоящий суд согласился с нижестоящей инстанцией. Обязательным условием обеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категории является принятие решения органами местного самоуправления о принятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении их в список нуждающихся в жилых помещениях. Однако, как следует из материалов дела, истец является включенным в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты "Комсомольская правда" ОАО "Ростовуголь" непригодным для проживания по критериям безопасности.

Как следует из материалов дела, истцу неоднократно Администрацией г. Новочеркасска разъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию города с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Сведений о том, что Шульженко Ю. Новошахтинска и ему было отказано по каким-либо основаниям, у суда не имеется. Признание недействительным решения о предоставлении жилого помещения 1. Апелляционное определение Омского областного суда от 23.

Позиция суда: в исковых требованиях отказано. Ответчик был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, на момент предоставления спорного помещения он и члены семьи не имели в собственности либо в пользовании иного жилья, предоставленное помещение по площади соответствует установленной норме предоставления.

На момент предоставления жилого помещения ни один из членов семьи не имел по праву собственности либо в пользовании по иным основаниям жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска от 06. Решение суда: В удовлетворении исковых требований отказано. На момент предоставления жилого помещения ни один из членов семьи не имел по праву собственности, либо в пользовании по иным основаниям жилого помещения.

Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска от 6 мая 2005 года N 251-п. Отказ в постановке на учет на получение постоянного жилья Определение Московского городского суда от 24. Решение суда: В передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о признании права в постановке на жилищный учет уволенного с военной службы офицера и членов его семьи отказано.

Военнослужащие, уволенные в запас и принятые на учет нуждающихся в постоянном жилье в избранном месте жительства органами местного самоуправления до 01. Решения о принятии Т. Снятие с учета военнослужащего Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права А. Решение суда: Решением Смольнинского районного суда г. В решении апелляционной инстанции решение уполномоченного органа о снятии бывшего военнослужащего с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений признано незаконным. В остальном требования оставлены без удовлетворения. Право А. Включение в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилье 1. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.

Истец просил признать за ним и членами его семьи право на обеспечение Министерством обороны РФ жилым помещением по договору социального найма, обязать Министерство обороны РФ и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ восстановить Б.

Решение суда: в заседание судебной коллегии Б. Определение Мурманского областного Суда от 08. Североморск о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список участников программы. Позиция суда: Материалами дела подтверждается, что после увольнения с военной службы в запас, Малахов Ю. Доказательств того, что в соответствии с действующим на тот период времени законодательством истец встал на учет в исполнительном комитете Советов народных депутатов по избранному месту жительства, истцом суду не представлено.

Равно как не представлено и доказательств постановки его на жилищный учет в срок до 1 января 2005 года в органе местного самоуправления по избранному месту жительства. При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Малахову Ю. Взыскание с военнослужащего ущерба при обеспечении жильем большей площади Определение Московского окружного военного суда город Москва от 19.

ГГГГ, которым отказано в удовлетворении искового заявления командира войсковой части N к бывшему военнослужащему войсковой части N сержанту запаса ФИО1 о взыскании материального ущерба, причиненного в результате обеспечения жилым помещением выше установленной нормы предоставления.

Позиция суда: суд отказал в исковых требованиях. В силу п. Согласно ч. Поскольку при распределении жилого помещения ФИО1 ей не предлагалось компенсировать за счет собственных средств превышение общей площади предоставляемого жилого помещения, а это является обязанностью уполномоченного жилищного органа, гарнизонный военный суд, правильно применив положения пунктов 19 , 22 , 27 , 28 и 40 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России , утвержденной приказом Министр внутренних дел РФ от 12.

Позиция суда: Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" содержится вывод о том, что исходя из смысла преамбулы и статей 1 , 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

С учетом того что спорное жилое помещение предоставлялось мужу истицы и членам ее семьи на основании ордера, истица постоянно проживает в нем на условиях социального найма, не реализовала свое право на приватизацию жилья, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу об удовлетворении исковых требований и признании за истицей права собственности в порядке приватизации. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 15. В соответствии со ст. Позиция суда: В удовлетворении искового заявления о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказано, так как необходимым условием для обеспечения военнослужащего жильем на праве собственности является продолжительность выслуги в рядах вооруженных сил, а выслуга истицы меньше требуемой.

Согласно ст. Исходя из вышеуказанных норм, необходимым условием для обеспечения военнослужащего жильем на праве собственности является продолжительность выслуги в рядах вооруженных сил. Федеральный закон N 76 предусматривает 20 лет военной выслуги, а при увольнении по указанным в законе основаниям - не менее 10 лет выслуги.

По установленным в ходе судебного разбирательства и материалам дела данным выслуга Н. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 04. Позиция суда: Иск удовлетворен, поскольку истец и его несовершеннолетние дети занимают спорное жилое помещение на условиях социального найма, статус закрытого военного городка утрачен, ранее право на бесплатную приватизацию жилого помещения использовано не было.

Доказательств, свидетельствующих о включении спорного жилого помещения в число служебных в установленном законом порядке на момент обеспечения О. Определение Верховного Суда Республики Адыгея от 10. Позиция суда: Суд удовлетворил исковые требования. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28. Поскольку в деле отсутствуют сведения о придании в законном порядке спорной квартире статуса служебного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на приватизацию жилого помещения за истцом и членами его семьи сохраняется. Приватизация и сохранение в переустроенном виде квартиры Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 07.

Из заключения ООО "Алкис" следует, что в результате перепланировки в спорной квартире техническое состояние строительных конструкций обследуемого здания и квартиры после проведенной перепланировки и переустройства соответствует нормам, действующим на территории Российской Федерации, и обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей, проживающих в данном доме и квартире.

Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности. Установление повышенного размера субсидии Апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 10. Позиция суда: Суды двух инстанций согласились с исковыми требованиями в части применения повышенного коэффициента. К военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в пункте 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" , поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.

К военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет, указанным в п. Таким образом, эти категории военнослужащих выделены в отдельную группу, для которых поправочный коэффициент установлен в том размере, на какой они претендовали бы в случае, когда общая продолжительность их военной службы могла бы составить 20 лет.

Отказ в принятии заявителя о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Определение Северо-Кавказского окружного военного суда по делу от 03. Решение суда: Вступившим в законную силу решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 14 апреля 2014 года признано незаконным решение начальника управления жилищного обеспечения от ДД. Решением начальника управления жилищного обеспечения от ДД.

ГГГГ N Данюк вновь отказано в принятии на учет нуждающихся в жилье ввиду непредставления ею документов, подтверждающих право состоять на этом учете. Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявления отказано. Апелляционная инстанция не нашла оснований для отмены решения нижестоящего суда.

Данюк ранее была обеспечена жилым помещением от военного ведомства и возможность его сдать, вопреки доводам жалобы, у нее отсутствует, так как она высказала намерение сдать лишь принадлежащую ей долю в этой квартире. Следовательно, она фактически ставит вопрос о повторном обеспечении ее жильем от Министерства обороны Российской Федерации, что действующим законодательством не предусмотрено, так же как и сдача доли находящегося в собственности военнослужащего жилого помещения.

Определение субъекта финансирования предоставления жилья Исковые требования: исковые требования администрации городского округа "Город Чита" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва о взыскании за счет казны убытков.

Решение суда: решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23.

Тверской гарнизонный военный суд Решение Гражданское дело 2а-33/2017 ~ М-13/2017

Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 27 января 2016 г. В кассационной жалобе представитель командующего Северным флотом, указывая на отсутствие в законе запрета на исключение из списков личного состава воинской части уволенного военнослужащего, обеспеченного по установленным нормам служебным жилым помещением, просил апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение флотского военного суда и оставила в силе решение гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. Из материалов дела следует, что К. На момент увольнения К. В соответствии с абзацем вторым п. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п.

Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.

Аналогичный подход сформулирован в п. N 1237. Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос. Луостари-2 и обязательству о сдаче этого жилья К.

При таких данных оснований для нахождения К. Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа об исключении К. N 210-КГ16-17 2. Военнослужащий, проходящий военную службу за пределами территории Российской Федерации и не подлежащий увольнению, не имеет права на обеспечение жильем или жилищной субсидией по избранному месту жительства.

Решением Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 г. Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Т. В феврале 2015 года Т. Решение Т. Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что общая продолжительность военной службы заявителя составляет более 20 лет, он подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта и по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации не может быть в силу закона обеспечен жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, в связи с чем он имеет право на обеспечение жилищем в избранном постоянном месте жительства.

Суд апелляционной инстанции с выводами гарнизонного военного суда согласился. Однако такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела. В суде установлено, что заявитель, заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела. В соответствии с абзацем третьим п.

Между тем, как следует из материалов дела, Т. Что касается представленной заявителем в суд кассационной инстанции не заверенной надлежащим образом копии заключения военно-врачебной комиссии от 6 апреля 2016 г. Отсутствие возможности обеспечения заявителя по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма не предполагает распространения на него положений абзаца двенадцатого п.

Право на обеспечение такими жилыми помещениями по месту военной службы заявитель приобретет в случае ее продолжения на территории Российской Федерации. Таким образом, вывод судов о незаконности решения заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" об отказе заявителю в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на законе не основан.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, что явилось основанием для отмены Судебной коллегией по делам военнослужащих в кассационном порядке решения Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 г. N 201-КГ16-38 3. Право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке очередности.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г. В кассационной жалобе представитель жилищного органа выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе Ш. Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих пришла к следующим выводам. Как усматривается из материалов дела, Ш. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" от 14 января 2015 г.

Признавая незаконным оспоренное истцом бездействие начальника ФГКУ "Западрегионжилье", суды исходили из того, что согласно п. N 510 далее - Порядок , решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях.

При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Ш. Однако данный вывод судов основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит материалам дела. В соответствии с п. Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации далее - ЖК РФ и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет ч.

Аналогичный подход сформулирован и в п. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях. Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Ш. Таким образом, перед административным истцом значилось 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имел, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Ш.

Указанное обстоятельство суды обеих инстанций оставили без внимания, хотя, как это следует из п. Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Ш. Однако суд должным образом не проверил, достаточно ли поступило денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех очередников, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии ранее Ш.

На основании изложенного Судебная коллегия отменила обжалуемые судебные акты по заявлению Ш. Определение N 210-КП6-11 4. Проживание гражданина в жилом помещении по договору безвозмездного пользования, равно как и по иному договору или сделке, может явиться основанием для возникновения жилищных прав. Решением 94 гарнизонного военного суда от 17 декабря 2015 г.

В кассационной жалобе представитель жилищной комиссии, указывая на фактическое проживание заявителя вместе с членами семьи в квартире, ранее принадлежавшей его супруге на праве собственности, и умышленное ухудшение последней жилищных условий, что свидетельствует о злоупотреблении ею правом, просил судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих пришла к следующим выводам. Из материалов дела следует, что Ч. До июля 2014 года заявитель был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном в Павлово-Посадском районе Московской области и принадлежащем на праве собственности его отцу. По решению суда договор пользования указанным жилым помещением был расторгнут, право пользования его этим помещением прекращено.

Супруге Ч. Москве общей площадью жилого помещения 50,5 кв. Химки Московской области, которую она продала в феврале 2015 года своей матери. После этого Ч. В обоснование принятого решения комиссия указала на проживание заявителя и членов его семьи в жилом доме, принадлежащем на праве собственности матери супруги заявителя и расположенном в Домодедовском районе Московской области, а также совершение Ч.

Признавая названное решение незаконным, гарнизонный военный суд указал, что на момент принятия оспариваемого решения по месту службы заявитель вместе с членами семьи не имел жилых помещений в собственности, пользовании и владении, то есть отвечал основаниям предоставления служебного жилья, указанным в ч. Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что командованием не представлено данных о невозможности предоставить Ч.

Согласно ч. При рассмотрении данного дела суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и неправильно истолковали закон. Из материалов дела следует, что после продажи в январе 2015 года квартиры в г. Москве супруга заявителя заключила договор безвозмездного пользования этим жилым помещением ею и двумя детьми до октября 2018 года, что подтвердил 17 декабря 2015 г. Кроме того, согласно решению жилищной комиссии от 5 ноября 2015 г.

Этим обстоятельствам судом оценки не дано, хотя они являются юридически значимыми. В соответствии со ст. Следовательно, проживание военнослужащего в жилом помещении по договору безвозмездного пользования, равно как и по иному договору или сделке, может явиться основанием для возникновения жилищных прав.

В связи с этим суду следовало выяснить обстоятельства, связанные с проживанием Ч. Однако этого должным образом сделано не было. Нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве заявителя на обеспечение служебным жилым помещением.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила решение 94 гарнизонного военного суда от 17 декабря 2015 г. N 209-КГ16-4 5. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

Определением заместителя председателя Североморского гарнизонного военного суда от 2 октября 2015 г. В определении разъяснено, что возвращение заявления не лишает М.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих от 14 июля 2016 г. В кассационной жалобе М. Североморске на основании приказа командующего Северным флотом. Рассмотрев материалы судебного производства, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия жалобу удовлетворила, отменила определение заместителя председателя Североморского гарнизонного военного суда от 2 октября 2015 г.

В обоснование принятого решения Судебная коллегия указала следующее. Из сообщения врио начальника организационно-мобилизационного управления штаба Северного флота от 1 октября 2015 г. Котельный, Республика Саха Якутия.

Судебные и нормативные акты РФ. дело по исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части им такой субсидии на состав семьи 3 человека по решению от barmuz.ru .. Судебная практика по.


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий