+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Статус физических лиц по налогу

Итоговый налоговый статус физического лица определяется в подтверждающих нахождение физических лиц на территории РФ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: #25 Правовой статус физических лиц

Как определить статус налогоплательщика и уплатить налог на доходы физических лиц

статус физических лиц по налогу
Согласно пункту 2 статьи Налогового кодекса Российской Федерации ( далее – Кодекс) налоговыми резидентами признаются физические лица.

Вид на жительство не подтверждает фактическое время нахождения физлица на территории России, а является документом, подтверждающим его право на проживание в РФ, а также его право на свободный выезд и въезд в страну письма Минфина России от 17.

Наличие миграционной карты, содержащей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, само по себе не может являться подтверждением фактического нахождения ее обладателя на территории РФ после даты въезда Письмо Минфина России от 29. Длительная командировка за границу При командировке более полугода работник может утратить статус налогового резидента РФ, а у бухгалтера появится вопрос: как облагать доходы сотрудника? Статьями 167 и 168 ТК РФ установлено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы должности и среднего заработка, а также возмещение связанных со служебной командировкой расходов по проезду, по найму жилого помещения.

Также возмещению подлежат суточные. Поэтому средняя заработная плата, сохраняемая работнику, не являющемуся налоговым резидентом РФ, за время исполнения им трудовых обязанностей за границей, на основании ст. Но, кроме того, не стоит забывать о нормах международных договоров ст.

Например, в Письме Минфина России от 31. Со ссылкой на Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 02. Краткосрочное лечение и обучение Как было указано выше, периоды выезда физлица за пределы РФ для краткосрочного менее 6 месяцев лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в РФ.

Для того чтобы учесть период краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ, необходимо, чтобы целью выезда было именно краткосрочное обучение или лечение. Если физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период обучалось либо лечилось длительностью до 6 месяцев, дни обучения лечения не включаются в период нахождения в РФ Письмо Минфина России от 26.

Нормы НК РФ не содержат перечня документов, свидетельствующих о том, что физлицо пребывало за границей в целях обучения или лечения. Минфин России в Письме от 26. Нормы НК РФ не предусматривают ограничений как по виду прохождения обучения, так и по характеру лечения за границей. Основное требование — срок выезда для обучения лечения не должен превышать 6 месяцев.

Отсутствуют также требования об обязательном подтверждении периода краткосрочного лечения листком нетрудоспособности установленного в РФ образца. Поэтому отсутствие на период лечения за границей листка нетрудоспособности на порядок определения налогового статуса физлица для целей исчисления НДФЛ не влияет. Однако может случиться и так, что работник, находясь в командировке за границей, заболел, при этом срок лечения — менее 6 месяцев.

В данной ситуации время прохождения лечения за границей не будет учитываться как время нахождения на территории РФ, так как цель поездки — командировка, а не лечение, то есть цель выезда за границу не связана с лечением физлица Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 18.

Кроме того, по разъяснениям Минфина России, дни нахождения физлица за пределами РФ в целях краткосрочного менее 6 месяцев обучения учитываются при подсчете дней нахождения физлица в РФ только в случае, если физлицо выезжает для целей указанного обучения из России и возвращается в Россию после прохождения обучения Письмо от 26.

При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в России. То есть сам по себе факт нахождения физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение налогового периода календарного года не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ.

При этом распределение налоговых прав договаривающихся государств в отношении доходов от работы производится на основании положений специальных статей указанных договоров, аналогичных содержащимся в ст.

Аналогичные разъяснения ФНС России даны в письмах от 29. Кроме того, ведомство указало еще одно основание налогового резидентства — наличие у физлица в одном из государств центра жизненных интересов. Он определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.

Налогово-правовой статус физических лиц как плательщиков налогов и сборов

Как определить статус налогоплательщика и уплатить налог на доходы физических лиц Как определить статус налогоплательщика и уплатить налог на доходы физических лиц государственный советник налоговой службы III ранга 1. Общие положения Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации НК РФ. Так, налог на доходы физических лиц уплачивается в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиками из числа: - физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - в отношении доходов, полученных от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации; - физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - в отношении доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации.

Прежде чем исчислить и уплатить налог, сначала должен быть уточнен статус налогоплательщика: является он налоговым резидентом или является нерезидентом. Ведь в зависимости от вида полученного налогоплательщиком дохода налог исчисляется с применением различных налоговых ставок. При налогообложении доходов, полученных от российского источника нерезидентами, наряду с нормами российского налогового законодательства учитываются положения международных договоров об избежании двойного налогообложения, в которых также устанавливаются правила налогообложения отдельных видов доходов, налоговые льготы и налоговые ставки.

Если международным договором установлены правила налогообложения доходов, полученных налогоплательщиками, отличные от правил, предусмотренных российским налоговым законодательством, то применяются правила таких международных договоров.

Определение понятий "налоговые резиденты" и "налоговые нерезиденты" Понятие "налоговые резиденты" приводится в ст. Так, согласно п. Отметим, что количество дней, в течение которых физическое лицо находится на территории Российской Федерации, должно определяться с учетом положений ст. Поэтому первым днем фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации считается день, следующий за календарной датой, являющейся днем прибытия данного лица в Российскую Федерацию.

День отъезда физического лица за пределы Российской Федерации включается в количество дней его фактического нахождения в Российской Федерации. Если налогоплательщик выезжает за пределы Российской Федерации для краткосрочного менее шести месяцев лечения или обучения, то период его нахождения в Российской Федерации не прерывается на периоды выезда за пределы Российской Федерации для этих целей на вышеуказанный срок.

Если период лечения или обучения за пределами Российской Федерации превысит шесть месяцев, то он не должен включаться в количество дней пребывания в Российской Федерации. Налоговый статус налогоплательщика устанавливается на дату выплаты дохода и уточняется: - для иностранного гражданина лица без гражданства , не имеющего постоянного места жительства в Российской Федерации, - на дату фактического завершения пребывания на территории Российской Федерации в календарном году; - для гражданина Российской Федерации лица без гражданства , имеющего постоянное место жительства в Российской Федерации, - на дату отъезда за пределы Российской Федерации в календарном году; - для российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства - на дату, следующую после истечения 183 календарных дней пребывания в Российской Федерации в течение следующих подряд 12 месяцев.

Перерасчет налоговой базы и сумм налога в связи с изменением налогового статуса налогоплательщика производится после наступления даты, с которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо по окончании налогового периода. Если в результате такого перерасчета образуются суммы переплаты налога, их зачет или возврат осуществляется в порядке, установленном ст.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10. При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь от российских источников, применяются несколько иные правила. Например, в письме Минфина России от 15. Рассмотрим порядок определения количества дней пребывания на территории Российской Федерации на следующем примере.

Пример 1. Гражданин Российской Федерации в 2007 году получил доходы от российских источников и от источников, находящихся за пределами Российской Федерации. В этом году он неоднократно выезжал в деловые поездки за пределы Российской Федерации: 1 марта уехал в Германию и возвратился в Российскую Федерацию 20 апреля; 15 августа уехал в США и вернулся в Российскую Федерацию 14 сентября.

Налоговый статус налогоплательщика определяется исходя из количества дней пребывания в этом налоговом периоде на территории Российской Федерации. При этом 1 марта, 15 августа и 20 декабря включаются в общее количество дней, в течение которых налогоплательщик находился на территории Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщик находился в 2007 году за пределами Российской Федерации 90 дней со 2 марта по 20 апреля, с 16 августа по 14 сентября, с 21 декабря по 31 декабря. Общее количество дней его пребывания в Российской Федерации в 2007 году составило 275 дней 365 дн.

Поскольку налогоплательщик находился в 2007 году в Российской Федерации более 183 дней, то он признается налоговым резидентом Российской Федерации и с полученных им в 2007 году доходов уплачивает налог в бюджетную систему Российской Федерации. В то же время в отношении некоторых категорий налогоплательщиков не имеет значения для налогообложения полученных ими доходов количество дней их пребывания за пределами Российской Федерации. Соответственно период нахождения налогоплательщика в Российской Федерации должен им документально подтверждаться.

Например, документами, подтверждающими время пребывания физического лица на территории Российской Федерации, являются справки с места работы, выданные на основании сведений из табелей учета рабочего времени, миграционные карты, заграничный паспорт с отметками о датах пересечения границы Российской Федерации и т.

Но у некоторых налогоплательщиков могут возникнуть затруднения с подтверждением времени нахождения на территории Российской Федерации.

Например, каким документом может подтверждаться время нахождения на территории Российской Федерации, если налогоплательщик за пределы Российской Федерации не выезжает, заграничного паспорта не имеет и по найму не работает? При этом налогоплательщик получает доходы, подлежащие обложению налогом в Российской Федерации. По нашему мнению, таким документом является удостоверяющий личность налогоплательщика документ, в котором имеются сведения о его гражданстве и соответственно сведения о месте его жительства.

Если в документе, удостоверяющем личность налогоплательщика, отсутствует информация о месте жительства, то налогоплательщик должен представить справку о месте жительства в Российской Федерации, выданную соответствующим уполномоченным органом.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что определение налогового статуса физического лица исходя из предполагаемого в том числе исходя из трудового договора времени нахождения в Российской Федерации или за пределами Российской Федерации российским налоговым законодательством не предусматривается. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина России от 31.

Источники доходов Для того чтобы выяснить, должно ли физическое лицо уплачивать с полученных доходов налог на доходы физических лиц в Российской Федерации, необходимо определить, к какому источнику относится полученный доход.

На основании ст. При этом отнесение источника дохода к российскому или иностранному источнику осуществляется с учетом положений ст. Например, если налогоплательщик выполняет трудовые обязанности на территории Российской Федерации и его работодателем является российская организация, то полученные им доходы за выполненные работы относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Если же налогоплательщик выполняет работы на территории иностранного государства, то полученные им доходы от работы на территории иностранного государства признаются доходами от источников за пределами Российской Федерации. Пример 2. Российский гражданин заключил трудовой договор с российской организацией на выполнение работы на территории Российской Федерации в период с 4 октября 2007 года по 4 октября 2009 года, однако проработал он в этой организации по 11 июня 2008 года. Доходы, полученные им от работы в российской организации, являются доходами от российского источника.

В 2008 году налогоплательщик не является налоговым резидентом Российской Федерации, так как продолжительность его пребывания на территории Российской Федерации составила в этом налоговом периоде 164 дня с 1 января по 12 июня. Доход, полученный от работы в российской организации, признается доходом, полученным от источника в Российской Федерации. В данном случае перерасчет налога по ставке, установленной для налогообложения доходов нерезидентов, производится в июне 2008 года, а не по его окончании, поскольку уже известно, что статус налогового резидента у налогоплательщика уже утрачен.

В бюджетную систему Российской Федерации налог уплачивается налогоплательщиком только с доходов, полученных от российского источника. Доход, полученный от работы в иностранной компании, признается доходом, полученным от источника за пределами Российской Федерации, и подлежит налогообложению в соответствии с законодательством государства, резидентом которого будет являться налогоплательщик в 2008 и 2009 годах.

Если договором об избежании двойного налогообложения с государством, налоговым резидентом которого будет в 2008 году данный налогоплательщик, установлено, что полученные им доходы, в том числе от российского источника, подлежат налогообложению в этом иностранном государстве, то применяются правила такого договора. В некоторых случаях доходы налогоплательщика признаются полученными от российского источника независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этого налогоплательщика обязанности или откуда выплачивались ему эти доходы.

Так, вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации, являющейся налоговым резидентом Российской организации, местом нахождения управления которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты вышеуказанных вознаграждений.

В случае затруднений с определением источника дохода решение об отнесении дохода к российскому источнику либо источнику за пределами Российской Федерации принимается уполномоченным на то органом, которым в Российской Федерации является Минфин России.

Исчисление и уплата налога Существуют два способа исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц - у источника выплаты дохода и на основании налоговой декларации. При первом способе ведение учета доходов, расчет налоговой базы и сумм налога, а также удержание налога с доходов налогоплательщика и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации производятся источниками выплаты доходов, которые именуются налоговыми агентами.

При втором способе уже сам налогоплательщик ведет учет полученных им доходов, определяет налоговую базу и сумму налога. Он также самостоятельно уплачивает исчисленный им налог. В этом случае налогоплательщик должен задекларировать полученный доход, представив в налоговый орган по итогам налогового периода, в котором он получил доходы, налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц.

Налогоплательщик должен указать в этой декларации полученные им доходы, исчислить налоговую базу и сумму налога, определить сумму налога, подлежащую уплате доплате , и сумму налога, подлежащую возврату или зачету.

Налогоплательщик прилагает к налоговой декларации документы, подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента, исходя из количества дней его пребывания в этом налоговом периоде на территории Российской Федерации. Следует отметить, что в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от налоговых агентов, статус налогоплательщика устанавливается для исчисления налоговой базы и суммы налога в следующем порядке: - с начала налогового периода налоговый статус налогоплательщика определяется ежемесячно исходя из количества дней пребывания в Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором налогоплательщиком получен доход; - затем налоговый статус уточняется на дату, когда уже стало известно, что в этом налоговом периоде количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации составило 183 дня и более.

Пример 3. Иностранный гражданин приехал из Латвии на работу в Российскую Федерацию по приглашению российской организации 1 января 2007 года. В российской организации этот налогоплательщик работал с 5 января по 31 декабря 2007 года и выехал за пределы Российской Федерации 31 декабря 2007 года. Заработная плата выплачивалась ему в российской организации ежемесячно в сумме 50 000 руб.

Дни выплаты заработной платы в организации: 20-го числа - за первую половину месяца, 5-го числа - за вторую половину месяца. В данном случае иностранный гражданин являлся в 2007 году налоговым резидентом Российской Федерации, так как в этом году общая продолжительность его пребывания в Российской Федерации составила более 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев с 6 января по 31 декабря 2007 года.

Доход от работы по найму на территории Российской Федерации признается доходом от российского источника на основании подпункта 1 п. В связи с этим налог с доходов 2007 года исчислялся и уплачивался в соответствии с положениями главы 23 НК РФ в бюджетную систему Российской Федерации. С учетом положений п. Для определения количества дней пребывания на территории Российской Федерации принимался период с 1 февраля 2006 года по 31 января 2007 года.

В этот период налогоплательщик находился в Российской Федерации 26 дней. Налоговая база определялась в сумме 50 000 руб. Сумма налога удерживалась при выплате заработка за вторую половину января. Для определения количества дней пребывания на территории Российской Федерации принимался период с 1 марта 2006 года по 28 февраля 2007 года. В этот период налогоплательщик находился в Российской Федерации 54 дня.

Сумма налога удерживалась при выплате заработка за вторую половину февраля. Для определения количества дней пребывания на территории Российской Федерации принимался период с 1 апреля 2006 года по 31 марта 2007 года. В этот период налогоплательщик находился в Российской Федерации 85 дней.

Сумма налога удерживалась при выплате заработка за вторую половину марта. В аналогичном порядке определялись статус налогоплательщика, налоговая база и сумма налога за последующие месяцы 2007 года, включая июнь. Статус налогового резидента Российской Федерации налогоплательщик приобрел только 7 июля 2007 года, поскольку в этот день наступил 183-й день его пребывания в Российской Федерации.

В этот день налогоплательщик должен был подать в бухгалтерию организации заявление о проведении перерасчета суммы налога с начала 2007 год в связи с приобретением им статуса налогового резидента Российской Федерации. Если же количество дней пребывания физического лица на территории Российской Федерации в конкретном налоговом периоде по итогам этого налогового периода составит менее 183 дней, такой налогоплательщик не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации.

Пример 4. Российский гражданин работал в российской организации по найму на территории Российской Федерации с 1 января 2007 года по 11 июня 2008 года. На территории Российской Федерации он находился в течение всего 2007 года, а в 2008 году - с 1 января по 12 июня. Вернулся он в Российскую Федерацию 1 декабря 2009 года.

Доход, полученный за выполнение работы в российской организации, относился к российскому источнику, и поэтому налог уплачивался с этого дохода в бюджетную систему Российской Федерации. Заработок за период с 12 июня по 31 декабря 2008 года и с 1 января по 30 ноября 2009 года подлежит налогообложению в соответствии с законодательством страны пребывания, поскольку доходы от выполнения работы на территории иностранного государства относятся к доходам от источника за пределами Российской Федерации.

Если договором об избежании двойного налогообложения с государством, налоговым резидентом которого налогоплательщик является в 2008 году, предусмотрено, что налог с дохода от российского источника должен уплачиваться только в иностранном государстве, то налогоплательщик должен представить в российский налоговый орган соответствующее подтверждение от уполномоченного органа иностранного государства, в котором должно быть указано, что налогоплательщик является налоговым резидентом иностранного государства и в отношении данного вида дохода налог должен уплачиваться только в этом иностранном государстве со ссылкой на норму, содержащуюся в международном договоре.

Кроме такого подтверждения, налогоплательщик должен представить заявление о возврате налога, уплаченного им в 2008 году в бюджетную систему Российской Федерации. Таким образом, в 2008 и 2009 годах налогоплательщик не является налоговым резидентом Российской Федерации, так как продолжительность его пребывания на территории Российской Федерации в каждом налоговом периоде - менее 183 дней.

При этом общее количество дней пребывания в Российской Федерации в течение трех налоговых периодов 2007, 2008 и 2009 годов не учитывается. Для целей налогообложения доходов физических лиц должны учитываться следующие правила. Во-первых, в случае получения доходов налоговыми резидентами Российской Федерации за пределами Российской Федерации уплаченный с таких доходов налог в иностранном государстве подлежит зачету в Российской Федерации.

Российской Федерации. Однако применительно к продаже недвижимости налоговый статус физического лица устанавливается по итогам налогового.

Я хочу подтвердить статус налогового резидента РФ

Сандырев Г. Tax-law status of natural persons as payers of taxes and charges. Сандырев Геннадий Геннадьевич, налоговый консультант, г. В статье исследуется налогово-правовой статус физических лиц, являющихся плательщиками обязательных налоговых платежей — налогов и сборов. Автором уделяется внимание определению физического лица для целей налогообложения, его налоговой правосубъектности, а также сложным вопросам приобретения налоговой дееспособности.

Ключевые слова: налогоплательщик, физическое лицо, налог, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. The article researches tax-law status of natural persons who are payers of obligatory tax payments — taxes and charges.

The author draws attention to definition of natural person for the purposes of taxation, tax legal capacity thereof and also complicated issues of acquisition of tax dispositive legal capacity. Key words: tax-payer, natural person, tax, legal personality, legal capacity, dispositive legal capacity, delict capacity. Уяснение сущностных вопросов налогообложения физических лиц невозможно без определения особенностей их налогово-правового статуса.

В данном случае статус — это понятие, подразумевающее совокупность всех правовых статусов, которыми могут быть наделены субъекты налогового права. В частности, как отмечает С. Тропская, физические лица могут обладать комплексом прав и обязанностей налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. В рамках данного исследования нас интересует лишь налогово-правовой статус физических лиц, являющихся плательщиками обязательных налоговых платежей — налогов и сборов.

Согласно п. Правовой статус налогоплательщика — физического лица. В соответствии с п. Согласно же п. Важнейшими идентифицирующими признаками физического лица также являются его имя, под которым гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности ч. Место жительства физического лица определено в НК РФ как адрес наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры , по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей налогообложения место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания.

При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры , по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.

В свою очередь, физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги или сборы, соответственно, и признаются налогоплательщиками и плательщиками сборов ст. В любом случае именно физические лица составляют большинство в ряду налогообязанных лиц в целом и налогоплательщиков в частности. С учетом этого важными являются вопросы, связанные с их налогово-правовым статусом. Курс налогового права: В 2 т.

Как участники конкретных налоговых правоотношений физические лица должны обладать налоговой правоспособностью и дееспособностью, т. В данном случае исходным является то, что субъектами налогового правоотношения выступают лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями налоговых обязанностей и прав.

Последняя определяется специалистами как социально-юридическое свойство, которым государство наделяет лицо в соответствии с потребностями общественного развития в области налоговых отношений. В рамках данного исследования нас интересует не правосубъектность вообще, но налоговая правосубъектность.

В этой связи Д. Винницкий отмечает, что налоговая правосубъектность как и налоговая правоспособность любого субъекта налогового права всегда является специальной, т. Субъекты налогового права.

Налоговая правоспособность определяется в теории как предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений.

Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая же дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Необходимо отметить, что в публичных правоотношениях правоспособность реализуется прежде всего через юридические обязанности. При этом вступить в конкретное правоотношение и стать его субъектом возможно лишь при наличии связи между правосубъектностью и субъективными правами и обязанностями, выраженной юридическими фактами, закрепленными в нормативно-правовых актах и позволяющими реализовать эти права и обязанности.

О каком же возрасте физического лица позволительно вести речь в этом случае? Налоговое правоотношение теоретико-правовой аспект.

В НК РФ обнаруживается всего лишь одно упоминание возрастного критерия налогоплательщика. В частности, согласно п. Совершение же деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста, является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения ст. Однако приведенный возрастной ценз определяет лишь возраст деликтоспособности налогоплательщика — физического лица, но не более того.

В данном случае деликтоспособность — это признаваемая законодателем способность лица нести юридическую ответственность за свое противоправное поведение. Однако возраст, с которого физическое лицо становится субъектом налоговой ответственности, и возраст, с которого физическое лицо становится полноправным участником налоговых правоотношений, не следует отождествлять.

Поскольку, по нашему мнению, возраст налоговой деликтоспособности и налоговой дееспособности, в принципе, может и не совпадать. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: Учеб. Концептуальные основы теории налоговой деликтологии: Монография.

Представляется, что возникновение налоговой дееспособности должно связываться со способностью лица своими действиями приобретать объекты налогообложения, наличие которых обусловливает возникновение обязанности по уплате налогов. Так, М. С какого возраста гражданин может быть субъектом налогового правоотношения? Очевидно, что у физического лица объекты налогообложения, в частности доходы в виде заработной платы, прежде всего, могут возникнуть в процессе его трудовой деятельности в качестве работника.

Согласно ст. При этом по общему правилу вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, — также лица, не достигшие указанного возраста. Кроме того, с согласия одного из родителей попечителя и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В обоих этих случаях речь идет лишь о легком труде, не причиняющем вреда здоровью и не нарушающем процесс обучения. Тем не менее, у лиц соответствующих возрастных категорий возникает хоть и неполная трудовая дееспособность, поскольку они самостоятельно вступают в трудовые отношения в качестве работников. Соответственно, позволительно вести речь и о возникновении у таких работников налоговой дееспособности. Наконец, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей опекуна и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и или исполнении экспонировании произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Однако в этом случае трудовой договор от имени работника подписывается его родителем опекуном. При этом в разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. Соответственно, налоговая дееспособность у такого работника не возникает. Объекты налогообложения могут возникнуть у физического лица также в рамках гражданско-правовых отношений.

Однако в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. По общему правилу, приведенному в ст. Однако при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Соответственно, с этого возраста возникает ограниченная гражданско-правовая дееспособность. С учетом изложенного наличие налоговой дееспособности физического лица следует связывать с его способностью своими действиями создавать и приобретать объекты налогообложения, которые обусловливают необходимость исполнения обязанности по уплате с них налогов. В свою очередь, появление у физического лица объектов налогообложения возможно в процессе его трудовой деятельности в качестве работника, а также в результате исполнения гражданско-правовых договоров в качестве одной из их сторон.

Соответственно, возникновение налоговой дееспособности по общему правилу может связываться с достижением физическим лицом возраста шестнадцати лет и в этом случае совпадать с возрастом возникновения налоговой деликтоспособности.

Однако в определенных случаях в рамках трудовых отношений неполная дееспособность физического лица может проявиться и раньше — по достижении возраста четырнадцати или пятнадцати лет.

Он остановился и поглядел через комнату на Элли. - И ты не посмеешь взять с собой Николь, - сказал он с пылом. - Ты слышала. Я запрещаю тебе брать с собой нашу дочь. - _Роберт_.

Подтвердить статус налогового резидента Российской Федерации теперь Сервис позволяет физическим лицам, индивидуальным.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Сервис ФНС, который подтверждает статус налогового резидента


Комментарии 2
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий