+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Срок давности по выездной налоговой проверке

Период выездной налоговой проверки. не списана кредиторская задолженность, срок исковой давности по которой истек в г.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Задолженность по налогам, срок которой превысил 3 года можно списать через суд

Срок давности по выездной налоговой проверке

срок давности по выездной налоговой проверке
Проверки и санкции: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как исчисляется срок исковой давности. Мы ИП на ОСНО, была выездная.

В отраслевом законодательстве установлены разные сроки давности, применяемые в зависимости от вида правонарушения, которое совершено в кон-кретной ситуации. Так, для налогового правонарушения срок привлечения к ответственности установлен в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации НК РФ , и налоговый орган не может исчислять срок привлечения к налоговой ответственности, например согласно УК РФ.

И наоборот, нельзя руководствоваться нормами НК РФ устанавливающими срок давности , привлекая виновное лицо к административной или уголовной ответственности.

Некоторые отрасли права, в которых применяются сходные методы и способы привлечения к ответственности, по существу, дублируют друг друга, то есть устанавливают одинаковые сроки привлечения к ответственности.

Следует различать сроки давности привлечения к ответственности и сроки давности взыскания санкций такое разделение установлено в НК РФ. Давность привлечения к налоговой ответственности и давность взыскания налоговых санкций в соответствии с НК РФ В НК РФ срок давности разделен на два срока: давность привлечения к налоговой ответственности ст.

Оба указанных срока давности неразрывно связаны между собой см. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения Давность взыскания налоговой санкции По всем составам налоговых правонарушений, кроме ст. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. В части 2 п. Решение руководителя налогового органа его заместителя о привлечении лица к налоговой ответственности может быть вынесено не позднее двух месяцев и двадцати восьми дней после окончания налоговой проверки с учетом ст.

В соответствии с частью 2 п. Пример 1. Срок, в течение которого можно привлечь к ответственности за несвоевременную подачу декларации по НДС Организация должна была подать налоговую декларацию по НДС за январь 2001 года до 20 февраля 2001 года, однако исполнила эту обязанность только 5 марта 2001 года.

Указанная организация может быть признана виновной в соответствии с п. Начало срока, в течение которого можно привлечь организацию к налоговой ответственности, - 21 февраля 2001 года, а конец срока - 21 февраля 2004 года.

Иными словами, эту организацию нельзя будет привлечь к налоговой ответственности начиная с 22 февраля 2004 года. Срок давности необходимо исчислять со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода в соответствии с частью 3 п. Пример 2. Исчисление срока давности при занижении налоговой базы По результатам выездной налоговой проверки организации Б налоговый инспектор установил, что организация занизила налоговую базу, не доплатив из-за этого часть суммы налога на прибыль предприятий и организаций за 2000 год.

Исчисление срока давности привлечения указанной организации должно начинаться с 1 января 2001 года. Давность взыскания налоговых санкций В НК РФ установлен срок давности взыскания налоговыми органами в судебном порядке налоговых санкций, равный шести месяцам, и его исчисление начинается со дня обнаружения налоговым органом правонарушения и составления соответствующего акта п. В течение этого срока налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции.

Под соответствующим актом в НК РФ понимается акт, упомянутый в п. Именно с момента составления этого акта начинается течение указанного шестимесячного срока давности.

Если предполагается привлечение лица к налоговой ответственности по составам правонарушений, прописанным в ст. При этом сам факт обнаружения налогового правонарушения должен быть за-протоколирован должностным лицом налогового органа в порядке, установленном ст. В противном случае налоговый орган не сможет доказать, что имело место налоговое правонарушение.

В соответствии с п. Иными словами, если налоговый орган выявил обстоятельства, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, то он в соответствии с п. Если органом налоговой полиции было вынесено постановление об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела, то срок давности взыскания налоговой санкции шесть месяцев в этом случае исчисляется не с момента направления указанных материалов в орган налоговой полиции, а с момента отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.

Описанный в п. Поэтому срок взыскания налоговой санкции то есть срок подачи искового заявления с организации-налогоплательщика не может прерваться на время рассмотрения в налоговой полиции материалов проверки, свидетельствующих о возможности возбуждения уголовного дела против должностного лица этой организации. Параллельно с направлением материалов, свидетельствующих о совершении преступления, налоговый орган с учетом срока взыскания санкции должен вынести решение о взыскании с организации-налогоплательщика налоговой санкции.

Как действует механизм привлечения к налоговой ответственности в части применения сроков давности? Налоговые санкции к лицу, обвиняемому в совершении налогового правонарушения, должны применяться с учетом сроков давности, а также момента привлечения лица к налоговой ответственности, который, как уже было отмечено, равнозначен дате вынесения решения руководителем налогового органа его заместителем о таком привлечении.

Иными словами, с момента вынесения решения о привлечении лица к налоговой ответственности считается, что такое лицо привлечено к налоговой ответственности. С момента вынесения решения о привлечении лица к налоговой ответственности начинается процесс по взысканию с него налоговой санкции, который реализуется только в судебном порядке и с учетом сроков давности п.

Итак, для оценки возможности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности необходимо выяснить, правильно ли соблюдены и применены: - срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения - не позднее трех лет со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в котором было совершено это правонарушение ст.

При правомерном привлечении к налоговой ответственности должны быть соблюдены все три указанных срока, в рамках которых могут быть различные вариации, отличающиеся друг от друга только конкретными календарными датами и условием о начале течения срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [либо со дня его совершения в отношении всех правонарушений , либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение в отношении правонарушений, предусмотренных в ст.

Пример 3. Начало течения срока давности Организация совершила налоговое правонарушение не по ст. С этого момента начал течь срок давности ее привлечения к налоговой ответственности, равный трем годам ст.

Акт выездной налоговой проверки был составлен и оформлен надлежащим образом 29 июля 1999 года - именно начиная с этой даты налоговый орган имеет право в течение шести месяцев обратиться в суд арбитражный или суд общей юрисдикции с исковым заявлением о взыскании с организации налоговой санкции давность взыскания налоговой санкции.

Момент принятия указанного решения считается датой привлечения лица к налоговой ответственности, срок давности для которой установлен в три года. Если налоговым органом будет нарушен срок два месяца и двадцать восемь дней , в пределах которого он должен будет принять решение о привлечении лица к налоговой ответственности, то даже если срок давности привлечения лица к налоговой ответственности не истек, такое решение можно оспорить в суде, так как в соответствии с п.

Все описанные условия по срокам , при которых привлечение к налоговой ответственности будет считаться правомерным, должны быть соблюдены налоговым органом в комплексе, иначе привлечение к налоговой ответственности будет считаться неправомерным и его можно будет обжаловать оспорить см.

Давность взыскания налогов, пени, штрафов

На основе судебной практики и разъяснений чиновников рассмотрим, в каких случаях у компаний есть шанс отстоять свою правоту, а в каких нет. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя заместителя руководителя налогового органа п. В ее рамках может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки п.

Как считать три года На практике встречаются ситуации, когда между принятием решения о проведении проверки и самой проверкой проходит несколько месяцев и она происходит уже в следующем году. В подобных случаях некоторые компании считают, что трехлетний срок должен отсчитываться от года, в котором фактически проводится проверка.

Но суды их не поддерживают. Так, АС Уральского округа в постановлении от 17. В компании в 2016 г. Компания считала, что, поскольку проверка проводилась в 2016 г.

А включение в проверку 2012 г. Суд признал доводы компании ошибочными. Он отметил, что в соответствии с п. Решение о проведении выездной налоговой проверки вынесено руководителем инспекции 30 июня 2015 г.

Значит, на основании положений п. Еще один пример — спор, рассмотренный АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 25. Налоговый орган принял решение о проведении выездной налоговой проверки 28 декабря 2015 г. Суд признал правомерным проведение инспекцией проверки за 2012, 2013 и 2014 гг. Обратите внимание: в подобных случаях самый ранний год из охватываемых налоговой проверкой выходит за трехлетний срок исковой давности ст.

В связи с этим некоторые компании полагают, что налоговики не вправе производить доначисление налога. Например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 19. В ее рамках проверялся период с 1 января 2008 г. Компания попыталась оспорить доначисление налога за 2008 г. Но суд этот довод отверг. Он указал, что доначисление произведено правомерно, так как согласно п.

При этом арбитры отметили, что компания обоснованно не была оштрафована за неуплату налога в 2008 г. Напомним, что согласно п. Период проверки при подаче уточненки В пункте 4 ст. Разъясняя порядок применения этой нормы, ФНС России в письмах от 25. А в письме от 03. Таким образом, при представлении уточненной декларации налоговиками может быть проверен период, выходящий за пределы трехлетнего ограничения.

Суды это подтверждают. В споре, рассмотренном в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 13. При этом в ходе контроля за правильностью исчисления и уплаты налога на прибыль за 2009 г. Компания считала, что инспекция не вправе проверять правильность исчисления налога на прибыль за налоговый период, предшествующий периоду проверки. Но суды трех инстанций рассудили иначе.

Они указали, что п. Если компания представила уточненную декларацию, налоговые органы вправе при проведении выездной проверки за период, на показатели которого повлияли данные уточненной декларации, проверить период, за который представлена такая декларация. При этом неважно, что указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Определением Верховного суда РФ от 28. Повторная проверка при подаче уточненки Повторная выездная проверка может быть назначена, если налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога увеличение убытка подп.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки п. Возникает вопрос: вправе ли налоговый орган провести повторную выездную налоговую проверку, если период, за который подана уточненная налоговая декларация, превышает три календарных года, предшествующих году, в котором налоговым органом вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки?

Чиновники считают, что вправе. В письме от 19. Поэтому проверяемый в ходе указанной повторной выездной проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Аналогичный вывод содержится в письме ФНС России от 25. Такого же мнения придерживается и Верховный суд. В Определении от 05. Налоговая инспекция в 2013 г. Компания посчитала, что налоговики вышли за трехлетний срок, установленный п. Суды трех инстанций указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении проверки 29 декабря 2012 г.

Они также отметили, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларации за период, который находится за пределами трех лет. В связи с этим возможность проведения повторной налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов.

Обратите внимание: в Определении от 16. При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов, в частности: существование у налогового органа возможности по своевременному выявлению обстоятельств, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации; способность налогоплательщика в случае проведения выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного п.

В этом деле повторная выездная налоговая проверка была назначена спустя 1 год и 10 месяцев после представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации, что арбитры признали значительным сроком. В связи с этим судебная коллегия отправила дело на новое рассмотрение, дав указание судам оценить разумность сроков назначения выездной налоговой проверки, принять законные и обоснованные судебные акты.

Правовая позиция Верховного суда используется судами при принятии решений. Так, с учетом этой правовой позиции АС Северо-Западного округа в постановлении от 20. Проверка текущего периода Часто споры возникают по поводу того, могут ли налоговики в рамках выездной налоговой проверки контролировать текущий период. Налоговики и финансисты считают, что п. Данный вывод подтверждается судебной практикой. В Определении от 09. Налоговый орган 30 марта 2012 г. По результатам проверки компания за несвоевременное перечисление НДФЛ была привлечена к ответственности по ст.

Суд первой инстанции признал неправомерным привлечение компании к ответственности за январь и февраль 2012 г. По его мнению, из положений п. А расширительное толкование положений, содержащихся в законе, или распространение их на случаи, не указанные в нем, недопустимо.

Кроме того, согласно п. Таким образом, проведение выездной налоговой проверки за январь и февраль 2012 г. Но апелляционный и кассационный суды с таким выводом не согласились. Из этого суды сделали вывод, что проверка отчетных периодов текущего года в рамках выездной налоговой проверки не нарушает норм налогового законодательства.

Верховный суд этот вывод поддержал. О том, что проведение инспекцией выездной налоговой проверки отчетных периодов текущего года не противоречит нормам Налогового кодекса и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, сказано в постановлениях АС Западно-Сибирского округа от 10. Выход за трехлетний период Иногда в рамках выездной налоговой проверки контролеры производят доначисления по операциям, относящимся к периодам, выходящим за трехлетний срок. Суды считают такие действия неправомерными.

Примером является постановление АС Северо-Кавказского округа от 27. Инспекция в 2016 г. Поводом послужило то, что предприниматель в качестве отступного получил в 2012 г. Право собственности на это имущество было зарегистрировано за ним по суду в 2013 г. Контролеры посчитали, что недвижимое имущество бизнесмен получил только с момента государственной регистрации перехода права собственности на него.

В связи с этим доход по сделке должен учитываться в 2013 г. Но суды трех инстанций с этим не согласились. Они указали, что порядок определения даты получения дохода физическими лицами не зависит от факта государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости. Датой получения дохода в рассматриваемом случае является дата передаточного акта 15 октября 2012 г. И поскольку сделка совершена в 2012 г. Поэтому инспекция не имела права начислять НДФЛ за 2013 г. Контролеры вышли за установленный законом период проведения выездной налоговой проверки не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

На практике встречаются ситуации, когда налоговики по результатам проверки производят доначисления с учетом кредиторской задолженности, образовавшейся за пределами трехлетнего срока. Так, в споре, рассмотренном в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 22. В ходе выездной налоговой проверки, проводимой в 2017 г. Они доначислили компании налог с учетом имеющейся у нее кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г.

Суд доначисления отменил. Он указал, что у налоговой инспекции отсутствует право проверять деятельность налогоплательщика налогового агента за рамками трехлетнего периода, установленного п. Спорная задолженность образовалась за пределами проверяемого периода. Налоговое законодательство не предусматривает включение в результаты выездных налоговых проверок всех кредитовых сальдо, имеющихся по лицевому счету налогоплательщика налогового агента на дату начала проверяемого периода, а также включение таких сальдо в результаты проверок.

Выход за период проверки, указанный в решении о ее проведении Случается, что налоговики проверяют налоги в рамках установленного законом трехлетнего периода, но при этом выходят за пределы дат, которые обозначены в решении о проведении выездной проверки. Суды считают это нарушением и отменяют доначисления.

При этом исчисление срока давности со следующего дня после окончания 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три.

Вы точно человек?

Давность взыскания санкции и давность привлечения лица к налоговой ответственности: сроки и разница Давность взыскания санкции и давность привлечения лица к налоговой ответственности: сроки и разница Правовой институт давности привлечения к ответственности и давности взыскания штрафов установлен НК РФ и является, прежде всего, гарантией защиты прав налогоплательщика от необоснованного, произвольного преследования со стороны фискальных органов.

Применение данных сроков обусловлено требованиями НК РФ. Данный порядок предполагает и соблюдение всех, установленных законодательством сроков. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения означает возможность применения к виновному лицу, предусмотренной законодательством ответственности только в пределах установлено срока. Согласно статье 113 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года срок давности.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные статьями 120 и 122 НК РФ, в отношении которых срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Таким образом, началом течения срока давности можно считать день совершения налогового правонарушения либо следующий день после окончания налогового периода, в течении которого было совершено правонарушение, а окончанием течения срока давности является дата вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следовательно, в ситуации, если налоговым органом будет нарушен установленный законодательством трехлетний срок давности, привлечение к ответственности можно считать незаконным. Решение о привлечении к ответственности, принятое с нарушением срока давности, может быть оспорено налогоплательщиком. По общему правилу течение срока давности является непрерывным.

Однако, в редакции статьи 113 НК РФ, действующей с 1 января 2007 года, установлено единственное исключение, согласно которому сроки давности могут быть приостановлены. В данном Постановлении Конституционный суд РФ указал на то, что при рассмотрении дел о налоговом правонарушении, суд, вправе, по ходатайству налогового органа проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий и направленные на их затягивание по времени.

В случае установления факта воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля суд посчитал возможным признавать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности. При этом, суд признал возможность взыскания с налогоплательщика налоговых санкций за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.

Данный вывод Конституционного суда РФ и был закреплен законодательно в положениях пункта 1. Правовым основанием для приостановления сроков давности привлечения к налоговой ответственности является активное противодействие со стороны проверяемого налогоплательщика проведению выездной налоговой проверки, в случае, если такое противодействие стало непреодолимым препятствием для проведения проверки и для определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.

Следовательно, приостановление сроков давности будет являться обоснованным в случае, если налоговый орган докажет, во-первых, факт активного противодействия проведению проверки, а, во-вторых, что возникшее препятствие является непреодолимыми для проведения проверки и для определения сумм налогов.

Содержание данных понятий непосредственно в пункте 1. Положения данной статьи отсылают нас к норме пункта 3 статьи 91 НК РФ. Данная норма определяет порядок документального оформления факта активного противодействия проведению выездной проверки. Согласно данной норме противодействие проведению проверки может выражаться в воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения за исключением жилых помещений.

Следовательно, любое иное противодействие, имевшее место при проведении налоговой проверки не является основанием для приостановления течения сроков давности.

При этом, факт противодействия налогоплательщика проведению налоговой проверки должен быть зафиксирован в соответствующем акте о воспрепятствовании доступу. Данный акт составляется руководителем проверяющей группы бригады. На акте должны быть проставлены две подписи — руководителя бригады и проверяемого лица. В случае, если проверяемое лицо откажется от подписания акта, на нем делается соответствующая отметка.

Соответственно, течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления данного акта. В этом случае приостановленный срок давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки.

Возобновление срока оформляется решением о возобновлении выездной налоговой проверки. Однако, следует обратить внимание на оговорку, которая содержится в пункте 3 статьи 91 НК РФ.

В данной норме предусмотрено, что на основании акта о воспрепятствовании доступу, налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Кроме того, в пункте 1 статьи 89 НК РФ установлено, что в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, такая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Из этого, можно сделать вывод, что факт воспрепятствования доступу на территорию налогоплательщика не является препятствием, которое носить характер непреодолимого для проведения выездной налоговой проверки, так как налоговый орган в данном случае не лишен возможности провести выездную налоговую проверку и определить сумму налогового обязательства. Следовательно, само по себе воспрепятствование доступу на территорию налогоплательщика сложно признать достаточным основанием для приостановления срока давности.

На наш взгляд такая неопределенность в основаниях для приостановления срока давности может стать причиной конфликта с налоговыми органами и породит многочисленные судебные споры. При этом, важно знать, что бремя доказывания факта воспрепятствования осуществлению налогового контроля возложено на налоговый орган. Также следует учесть, что положения статьи 113 НК РФ о приостановлении срока давности распространяются только на проведение выездных налоговых проверок.

При рассмотрении вопроса о сроке давности, установленного статьей 113 НК РФ, представляет интерес возможность применения данного срока в отношении начисления налогов и пени. Из буквального толкования статьи 113 НК РФ следует, что срок давности применяется только в отношении привлечения к ответственности за совершенное правонарушение. Однако, некоторые суды при рассмотрении налоговых споров распространяли установленный статей 113 НК РФ срок давности привлечения к налоговой ответственности на давность взыскания штрафов и пеней, начисленных по результатам налоговых проверок.

ВАС РФ обратил внимание на то, что положения статьи 113 НК РФ о сроке давности применения ответственности не распространяются на доначисление налогов и пеней. Что касается срока исковой давности взыскания штрафов, то значение данного института раскрыто в статье 115 НК РФ.

Срок исковой давности взыскания штрафов можно рассматривать как возможность взыскания в судебном порядке уже примененных штрафных санкций в течении определенного, установленного законодательством срока. В НК РФ отдельно установлен порядок взыскания штрафов для организаций и индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Согласно положениям статьи 115 НК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ.

Напомним, что с 1 января 2007 года предусмотрен единый бесспорный порядок взыскания штрафов, независимо от их суммы. Поэтому, судебное взыскание штрафа имеет место тогда, когда налоговым органом пропущены установленные сроки на взыскание штрафов во внесудебном порядке. А именно, в случае, если Решение о взыскании штрафа за счет денежных средств на счетах в банках принимается налоговым органом после истечения установленного срока. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя суммы штрафа.

Заявление в таком случае, может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Кроме того, определяются случаи, когда штрафы с организации или индивидуального предпринимателя могут быть взысканы только в судебном порядке. В частности, в таком порядке штрафы взыскиваются с организации, которой открыт лицевой счет; с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика и пр.

В этом случае, исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя также может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. С физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, штрафы могут быть взысканы только в судебном порядке. Сроки и порядок взыскания штрафа предусмотрены статьей 48 НК РФ.

Согласно положениям данной статьи исковое заявление о взыскании штрафа с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции в течении шести месяцев после истечения срока исполнения требования по уплате налога.

Примечательно то, что срок исковой давности взыскания штрафов не является пресекательным. Это значит, что пропущенный по уважительной причине срок подачи искового заявления может быть восстановлен судом. Какие именно причины признаются уважительными при пропуске срока в законодательстве не определено. Поэтому, при восстановлении пропущенного срока налоговый орган должен не только назвать причину такого пропуска, но и доказать ее уважительный характер.

В статье 115 НК РФ установлен также порядок предъявления ко взысканию штрафов в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела в отношении налогоплательщика. Так, в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела в отношении налогоплательщика, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Следует учесть, что особые правила исчисления срока давности взыскания штрафов применяются только по налоговым санкциям с физических лиц.

Это обстоятельство обусловлено тем, что организация и ее должностные лица привлекаются к ответственности независимо друг от друга. Данный вывод подтверждается п. Обобщая сказанное, можно отметить, что срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения отличается от срока исковой давности взыскания штрафа тем, что первый установлен для применения мер ответственности, а второй срок установлен для обращения ранее наложенного штрафа ко взысканию.

Срок давности привлечения к ответственности составляет три года. Срок исковой давности для взыскания штрафа составляет шесть месяцев после истечения срока, установлено в требовании на его уплату. Срок взыскания штрафа может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин такого пропуска. Нас рекомендуют.

Вопрос о сроке давности разрешен налоговым законодательством только в отношении налоговых санкций штрафов. Различаются два понятия: давность привлечения к налоговой ответственности и давность взыскания. Давность привлечения к налоговой ответственности В соответствии со ст. При этом исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. Давность взыскания Согласно ст.

В соответствии со ст. Этот подход был подтвержден п. Скорее можно говорить о давности взыскания налога пени. Бесспорное взыскание налога налоговым органом В соответствии со ст. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, то есть свыше 60 дней, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Таким образом, для налогового органа, во-первых, установлены четкие процедуры бесспорного взыскания налога, а во-вторых, определен срок, нарушение которого лишает налоговый орган права на бесспорное взыскание.

Как следует из текста приведенной статьи, решению о взыскании должно предшествовать выставление требования на уплату налога. Следовательно, налоговый орган вправе выставить требование или непосредственно после наступления срока уплаты налога не позднее истечения 3 месяцев , или по итогам налоговой проверки.

Других возможностей для выставления требования у налоговых органов нет. Следовательно: 1 налоговый орган не вправе выставлять требования по налогам, причитающимся к уплате ранее, чем за три предыдущих года; 2 налоговый орган не вправе взыскать налоги и пени по ним , которые могут быть выявлены и предъявлены к уплате только по результатам налоговой проверки, ранее, чем за три предыдущих года.

Однако согласно п. При этом НК РФ не содержит каких-либо ограничений на сроки, в течение которых налоговые органы вправе обращаться в суд. По мнению, например, С. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации постатейный. Как следует из ст. Отсутствует также норма, устанавливающая срок давности для взыскания налогов, сборов, пени, и в других статьях НК РФ. Судебной практики применения исковой давности по аналогии со сходными отношениями, предусмотренными другими законодательными актами, не выработано.

Однако при решении этого вопроса необходимо учесть следующие обстоятельства. Данным Законом был определен срок для взыскания налога и пени, но не был установлен такой срок для взыскания штрафных санкций. Этот пробел был восполнен судебной практикой. Согласно статье 24 названного Закона бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки. Между тем срок на бесспорное списание финансовых санкций новым налоговым законодательством установлен не был.

В этой связи арбитражным судам необходимо исходить из следующего. В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения. В НК РФ ситуация складывается наоборот - давность привлечения к ответственности налогоплательщика установлена, а давность предъявления к нему требования на взыскание налога пени - нет.

Давность привлечения к ответственности, как указано выше, составляет три года. Кроме того, не только у государства возникают права требования к налогоплательщикам по налогам пеням , но и у налогоплательщика может возникнуть требование к бюджету. В этом случае ст. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Согласно п. Таким образом, НК РФ установил трехлетний срок для предъявления требований налогоплательщиками по налогам. Этот срок будет действовать и в отношении пеней п.

Соблюдение досудебных процедур Необходимо учитывать процедурную возможность налогового органа по взысканию налога пени. По нашему мнению, срок для обращения налоговых органов в суд не может рассматриваться как бесконечный в связи с тем, что налоговому органу необходимо соблюдать ряд досудебных процедур, установленных НК РФ.

Как представляется из смысла ст. Разница заключается только в способе исполнения данного решения - не в административном, а в судебном порядке. При этом опять же будут действовать сроки, установленные для выставления требования ст.

При несоблюдении досудебного порядка урегулирования споров арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения п. Выводы: 1 по итогам налоговых проверок налоги и пени по ним могут быть взысканы в бесспорном или судебном порядке не ранее, чем за три года, предшествующие году проверки; 2 по недоимкам и пени, числящимся за налогоплательщиком, давность взыскания не установлена, и такие суммы не следует списывать с учета до тех пор, пока данный вопрос не будет решен в арбитражной практике или на законодательном уровне.

Иными словами, если по некоторым суммам недоимок и пени этот срок истек к 1 января 1999 года, то он в соответствии с НК РФ восстановлен быть не может. Согласно ст. Взносы в социальные внебюджетные фонды Поскольку согласно НК РФ под понятие налога подпадают также взносы в социальные внебюджетные фонды, то и правила Кодекса в полной мере распространяются на эти взносы, что было также подтверждено в п.

Рассматривается срок давности установления задолженности обязательных 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как оспорить налоговые доначисления, если недоимка на самом деле есть


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий