+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Налоги и налоговая система экономика

Налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 24 Налоги

Развитие налоговой системы Кыргызстана в период становления и развития рыночной экономики

налоги и налоговая система экономика
Налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей.

Налоговая политика Эффективное использование налогов в решении социально-экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическим условиям современной российской экономики. В последние годы российская налоговая система формировалась в отсутствие государственной налоговой политики, учитывающей реалии переходного периода от планово-административной системы к рыночной.

Это способствовало частым необоснованным изменениям налогов, нередко не учитывающим объективных условий производства и потребления. Формирование налоговой системы без надлежащей налоговой политики, помимо перекосов в налоговой системе, привело к росту налогового бремени, неравномерному налоговому прессу по отдельным регионам и сферам деятельности, негативному отношению налогоплательщиков к налогам, недобору налогов.

Понятие и принципы налоговой политики Нередко понятие налоговой политики рассматривается однобоко, исключительно с фискальных позиций. Исходя из сущности налогов, их места и роли в обществе, можно сформулировать следующее определение.

Налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Налоговая политика - один из самых активных методов государственного регулирования экономики, способный ускорять или замедлять темпы экономического роста.

При помощи налогов государство имеет возможность изменять финансовое состояние отдельных секторов экономики, регионов, стимулировать инновации, регулировать внешнеэкономическую деятельность, потребление. При формировании российской налоговой политики необходимо учитывать тенденции развития налоговых систем зарубежных стран, богатый исторический отечественный опыт, особенно конца XIX - начала XX в. Границы налогообложения При обосновании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения.

Многовековая история развития налогов убедительно показывает, что налогообложение имеет определенные пределы. Вопрос поиска критической точки налогообложения занимает умы политиков и ученых на протяжении многих столетий.

Общепризнанным является вывод о том, что, во-первых, предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покрытия которых устанавливаются налоги, во-вторых, он заключается в способности юридических и физических лиц уплачивать эти налоги. С учетом социально-экономической ситуации и решаются конкретные вопросы выбора границ налогообложения.

Задача определения границы налогообложения усложняется тем, что действует множество факторов, от которых зависит тяжесть налогового бремени. В отдельных странах делаются попытки ограничить налоговое бремя законодательными актами. Основополагающим принципом при определении границы налогообложения должен быть принцип способности физических и юридических лиц осуществлять налоговый платеж.

Немаловажное значение в налоговой политике имеет понятие справедливости. Справедливость в налогообложении относительна, изменяется по мере развития производительных сил, культуры, исторических традиций и т.

Учение о справедливости в налогообложении распадается на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть уравнительности? В вопросе о том, кто должен платить налоги, большинство ученых и практиков едины в том, что должен действовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем широкое распространение получило мнение о том, что малые доходы должны быть освобождены от налогов. Многие экономисты отмечали, что надо освобождать от налога доход, который обеспечивает условия, необходимые для здоровой жизни, но без какого-либо превышения этого уровня.

Величина дохода, который освобождается от налога, различается по странам и временным периодам. Важную роль для национальной экономики имеет обоснование оптимального налогового бремени. Начиная с XIX в. Сопоставление налогового бремени связано с целым рядом трудностей: различна покупательная способность денег, нелегко суммировать государственные и местные налоги, сложно классифицировать доходы и расходы, учитывать различия в составе населения.

Разные ученые выдвигали различные подходы к обоснованию налогового бремени. Предлагалось, например, определять его как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности. Отдельные экономисты считали, что предпочтительнее сравнивать суммы дохода, остающиеся после уплаты налогов. В настоящее время практически все пришли к единому мнению, что наиболее достоверную картину, позволяющую сравнивать отдельные страны, дает доля налогов в валовом внутреннем продукте.

Сопоставлять налоговое бремя России и зарубежных стран без учета социальных программ и обязанностей государств нельзя. Сравнение уровней налоговых изъятий в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой некорректно еще и потому, что существует корреляционная зависимость между уровнем благосостояния страны ВВП на душу населения и максимально возможной долей налоговых изъятий.

Общей закономерностью является то, что при относительно низком экономическом развитии страны имеет место тенденция уменьшения и налогового бремени.

Считается, что за пределами оптимальной ставки налогообложения находится "налоговая ловушка", при которой невыгодны инвестиции и расширение производства.

Российское налоговое бремя, по мнению многих экспертов, превышает "налоговую ловушку". Налоги в России выполняют несвойственную им функцию перераспределения всего валового продукта, а не только дохода. В такой ситуации отечественные производители хронически испытывают недостаток средств для поддержания нормального процесса расширенного воспроизводства.

Превышение предельной величины налоговых изъятий имеет серьезные негативные последствия, среди которых снижение трудовой и предпринимательской активности в обществе, невыгодность инвестиций в развитие производства, массовое уклонение от налогов, расширение теневого сектора и т. В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпирических методов пытались найти предельные ставки налогов, выше которых предприниматели теряют стимул к производству.

Широкую известность приобрела кривая Лаффера, названная по имени американского экономиста А. Согласно его исследованиям рост ставки налога только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение.

Кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время установить конкретное расположение критической точки на кривой очень трудно, и она определяется эмпирическим путем.

При этом необходимо учитывать множество факторов как в сфере производства и обращения, так и в сфере потребления. Теоретические предложения в области налогообложения не всегда дают желаемый результат на практике.

Например, в США в 1980-х гг. Рейгана были приняты предложения экономистов по снижению налогов. Предполагалось, что возросшая интенсивность труда возместит потери налоговых поступлений.

Однако в реальности предсказания на основе кривой Лаффера о том, что доходы возрастут после снижения налогов, оказались неверными. В результате из-за сокращения федеральных доходов федеральный бюджет в 1983 г.

Следовательно, при принятии конкретных решений в области налогообложения помимо налоговой политики нужно руководствоваться политикой в области цен, доходов, процентов. Соотношение прямых и косвенных налогов При формировании налоговой политики государства большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, многие ученые делают правомерный вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна, не может удовлетворять предъявляемым требованиям.

Очевидно, что только разумным сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана оптимальная система налогообложения, способная обеспечивать государство достаточным количеством финансовых ресурсов для покрытия его потребностей и в то же время создавать условия для экономического роста. Налоговая политика стран с развитой рыночной экономикой зависит от стадий циклов воспроизводства.

Еще Дж. Кейнс в "Общей теории занятости, процента и денег" отмечал, что основным инструментом регулирования экономики является уровень процентной ставки, а также ряд мероприятий в налоговой политике, стимулирующих экономический рост и повышение занятости. Подчеркивая особую роль налогов в регулировании пропорций воспроизводства, он называл их "встроенными механизмами гибкости".

История развития зарубежных стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует гибкие подходы активного использования налоговой политики в целях регулирования экономики.

Так, в 1960-е гг. Чтобы вытянуть экономику из состояния спада, было ослаблено налоговое бремя, что сопровождалось экономическим ростом. В 1965 - 1966 гг. В целях удержания раскручивающейся инфляции и компенсации военных расходов в 1968 г. Содержание налоговой политики во многом определяется принятой долгосрочной концепцией развития налогов. Многие недостатки в системе российских налогов обусловлены отсутствием подобной концепции.

Именно она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам.

Мероприятия, осуществляемые в налоговой сфере, должны быть четко увязаны с политикой государства в области доходов и цен. Особенно тесно связаны между собой налоги и цены. Налоги, их ставки во многом определяют структуру и уровень цены. От того, насколько учтены взаимосвязи между налогами и ценами, во многом зависит сбалансированность пропорций воспроизводства.

Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов - основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества.

Немаловажное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительных и перераспределительных процессов, особенно между центром и регионами. Налоговый механизм Для реализации выработанной налоговой политики необходим соответствующий налоговый механизм, представляющий совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне налоговый механизм включает прогнозирование, регулирование, контроль.

Налоговое прогнозирование является основой для разработки социально-экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период времени. Именно налоговый прогноз позволяет обосновать с учетом объективных экономических условий объемы налоговых доходов на разных уровнях. Без надежного инструментария прогнозирования невозможно выработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны.

В ходе налогового прогнозирования возможно более четкое обоснование предложений по использованию конкретных налогов, их ставок, льгот по их применению. В процессе налогового прогнозирования решаются вопросы регулирования налоговых взаимоотношений между центром и субъектами Федерации, субъектами Федерации и районами, городами, муниципальными образованиями. Особенно много проблем возникает в распределении налоговых доходов между центром и субъектами Федерации.

В период становления налоговой системы заметно возросла доля налоговых доходов, оставляемых в распоряжении регионов. Однако в последующие годы наметилась тенденция повышения доли федерального бюджета в распределении налоговых доходов.

Государство несет весомый груз расходов по обороне, поддержке отдельных отраслей, образования и науки, экологии, социальной и других сфер. Вместе с тем следует гибко использовать возможности налогов и с учетом конкретной ситуации менять соотношения доходов отдельных бюджетов.

Налоговый механизм призван обеспечить оптимальный перечень федеральных, региональных и местных налогов, уровень ставок, коэффициентов их распределения. Особое место в налоговом механизме принадлежит контролю. Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Уже на ранних стадиях появления налогов государство создавало систему контроля за сбором налогов. Налоговый контроль должен быть всеобъемлющим, пронизывать все этапы воспроизводства.

Важной целью налогового контроля является создание условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога. Для повышения эффективности налогового контроля большое значение имеют не только действия налоговых и иных органов, занятых налоговым контролем, но и формирование соответствующей нормативно-правовой среды.

Имеется в виду создание земельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков. Важная роль принадлежит организации налогового контроля. Налоговый кодекс РФ определил его основные формы. Основой налогового контроля является постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах, присвоение ему идентификационного номера.

3.3. Налоговая политика

Налоги и налоговая система. Приницпы налогообложения. Классификация налогов Часть 1 3 Под налогом понимается сумма денежных средств, отчуждаемая безвозмездно домохозяйствами в широком смысле этого понятия, включающем как юридических, так и физических лиц в пользу государства с целью финансирования выполнения им своих функций.

Такое определение налога подчеркивает его сущность часть ресурсов домохозяйств , целевой характер перераспределение ресурсов от домохозяйств для финансирования деятельности государства , а также отличие прямой обусловленности финансирования прямых отдач в виде встречных услуг государства, предполагающихся при уплате сборов.

В свою очередь, под налогообложением следует понимать процесс перераспределения финансовых ресурсов от домохозяйств налогоплательщиков к государству. Налогообложение является ключевой частью налоговой системы, представляющей собой всю совокупность отношений в обществе, возникающих в связи с существованием налогов. В свою очередь, налоговая политика государства представляет собой комплекс мероприятий в сфере налогообложения, осуществляемых в рамках экономической политики государства и направленных на реализацию функционального назначения налоговой системы.

Налоговая политика находит свое выражение в инструментах налоговой политики, представляющих собой все виды используемых налогов и их элементы ставка, налоговая база, порядок уплаты налога и др. Функции налогов, как это уже отмечалось, во многом аналогичны функциям госбюджета и предполагают реализацию фискальной, стьимулирующей, пеераспределительной функции, иногда выделяют также котрольную.

В свою очередь, принципы налогообложения, в общих чертах сформулированные еще А. Данный принцип должен разумно сочетаться с гибкостью налогообложения, то есть возможности изменения налогового иснтрументария в зависимости от состояния конъюнктуры и целей экономичекой политики при неизменности основ налоговой системы и неухудшении положения налогоплательщиков; дешевизна налогообложения как для государства с точки зрения сбора налогов и налогового контроля, так и для налогоплательщиков с точки зрения исполнения им обязанностей по уплате налогов.

Налоговая система – это совокупность различных видов налогов, Налогообложение относится к числу вечных проблем экономической науки.

Вы точно человек?

Налоги и налоговая система. Принципы налогообложения. Виды налогов. Кривая Лаффера Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе установленного законодательства. Налоговая политика является одним из важнейших методов государственного регулирующего воздействия на экономику страны. Налоговая система строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу относятся: Субъекты налоговой системы или налогоплательщики, т.

Объекты налоговой системы - доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется налог заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. Источник налога - чистый доход общества. Налоговая ставка - это процент или доля, подлежащая уплате с дохода или имущества; налоговая ставка - это размер налога в расчете на единицу налогообложения с одного рубля дохода, с рубля стоимости имущества и т.

Твердые налоговые ставки - это метод, в соответствии с которым налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу облагаемой продукции тонна нефти, кубометр газа, сотка земли и т.

В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, дегрессивные.

Прогрессивное налогообложение предполагает, что ставка налогообложения возрастает вместе с ростом размера облагаемого дохода налоговая ставка по мере роста дохода увеличивается. Пропорциональное налогообложение означает, что норма налогообложения не зависит от размера подлежащего налогообложению базового дохода независимо от размера дохода действует единая налоговая ставка.

Регрессивное налогообложение - по мере увеличения дохода норма налогообложения понижается. Дегрессивное налогообложение предполагает увеличение налоговой ставки по мере роста базового дохода. При этом прирост нормы налогообложения по мере роста базового дохода снижается, т. Функции налогов. При выборе системы налогообложения необходимо учитывать функции, выполняемые налогами.

Сущность фискальной функции сводится к тому, чтобы с помощью налогов создать централизованные денежные средства и обеспечить за счет этого материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция предполагает выполнение налогами активных действий при осуществлении экономических процессов. Налоги, участвуя в перераспределении финансовых средств, оказывают стимулирующее воздействие на темпы экономического роста; усиливают или ослабляют накопление капитала; расширяют или сужают платежеспособный спрос населения. Система налогообложения должна основываться на определенных принципах. В этом отношении не потеряли своего актуального значения знаменитые четыре основополагающих принципа налогообложения, сформулированные А.

Принцип справедливости. Все граждане государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под покровительством и защитой государства.

Принцип определенности. Налог, вносимый каждым отдельным гражданином страны, должен быть точно определен по сумме, сроку и способу уплаты. Принцип удобности. При взимании налога необходимо устанавливать время и способ внесения налога с точки зрения удобства плательщика.

Принцип экономии заключается в снижении издержек, связанных с взиманием налога. Система налогообложения должна быть построена таким образом, чтобы из кармана народа изымалось как можно меньше средств сверх того, что поступает в казну государства. Если, например, сбор налога требует большой армии чиновников, то их заработная плата может поглотить значительную сумму от налоговых поступлений.

Кроме этого, система налогообложения должна быть понятной для налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от нередко наблюдаемого в настоящее время двойного, тройного обложения. Принципы рациональной системы налогообложения сформулированы известным немецким экономистом Х.

Принцип дешевизны налогообложения. Налогообложение должно быть построено таким образом, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно. Принцип дешевизны уплаты налогов. Система налогообложения должна быть такой, чтобы затраты налогоплательщика и процедура выплаты налогов были настолько низки, насколько это возможно.

Принцип ограничения бремени налогов. Налогообложение должно быть как можно менее ощутимым для налогоплательщика, с тем чтобы оказывать минимальное негативное воздействие на его экономическую активность. К настоящему времени сложились две основные концепции налогообложения. Первая концепция основана на установлении размера налогов пропорционально тем выгодам, которые получают от государства физические и юридические лица.

Речь идет о финансировании тех благ, которыми пользуются хозяйствующие субъекты и получают от них выгоду. Например те, кто пользуются мостами, дорогами и т. Осуществление этой концепции связано с трудностями определения личных выгод, получения каждым налогоплательщиком доходов за счет расходов государства на оборону, здравоохранение, просвещение и т.

Вторая концепция основана на системе установления размера налогов, которая строится в прямой зависимости от получаемого дохода физическими и юридическими лицами. Данная концепция является более справедливой, рациональной и относительно простой. Кривая А. При налогообложении весьма важным моментом является установление оптимальных ставок налогов. Общеизвестно, что высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, что ведет к сокращению объемов производства и доходов.

Низкие налоги усиливают стимулирование производителей и тем самым способствуют расширению производства и увеличению доходов. Существуют разные подходы к использованию налоговых ставок с целью воздействия на экономические процессы. Представители экономики спроса, к числу которых относятся кейнсианцы, например, предлагают при повышении темпов инфляции вводить более высокие налоги.

Совокупные доходы и покупательная способность общества уменьшаются, что ведет к ограничению спроса. В результате цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники экономики предложения, наоборот, советуют снижать налоги, что стимулирует производство, ведет к увеличению предложения и снижению темпов инфляции.

Они полагают, что высокие налоги увеличивают издержки предприятий, которые перекладываются на потребителя в форме более высоких цен, вызывая тем самым усиление инфляции.

В результате возникает дилемма: представители экономики спроса считают, что спрос создает свое собственное предложение, а сторонники экономики предложения полагают, что предложение создает себе свой спрос. Решение этой дилеммы не имеет однозначного ответа. В то же время американский экономист Артур Лаффер в начале 1980-х гг. Чем выше ставка налога, тем ниже объемы производства и меньше доходы государства. Отображенная графически взаимосвязь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название кривой Лаффера рис.

В легальной экономике при отсутствии дохода никто работать не желает, население и предприниматели уходят в теневую экономику. В остальных случаях производители будут работать и платить налоги, которые поступают в бюджет. Если экономика, находящаяся справа от точки А, сместится в точку В, то уменьшение уровня налоговой ставки до гВ в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению повышение стимулов к труду приведет к расширению предпринимательской деятельности в легальной экономике.

Следует иметь в виду, что на практике идеи А. Лаффера использовать достаточно трудно, так как кривая Лаффера не дает ответа на вопрос о том, какая ставка налога является максимальной. В разных странах используются различные налоговые ставки, величины которых обусловлены налоговой политикой государства; величиной и структурой государственного сектора; состоянием экономического положения страны и т.

Обратная связь Налоговая система Налоговая система Tax system — это совокупность различных видов налогов , установленных законодательной властью государства и взимаемых органами исполнительной власти, а также принципы и методы построения налогов. Налогообложение относится к числу вечных проблем экономической науки. Налогам посвящены труды многих великих экономистов : "Трактат о налогах и сборах" английского экономиста У. Петти , "Рассуждения о природе богатства, денег и податей" П.

Буагильбера , "Начала политической экономии и налогового обложения" Д. Рикардо , а также "Исследование о природе и причинах богатства народов" великого экономиста А. Смита и другие. Налоги существуют столько же, сколько существует государство, и ровно столько же экономическая наука ищет принципы оптимального налогообложения, определения предельных ставок и налоговой базы.

Во всех странах мира, независимо от уровня их развития, периодически возникает необходимость в разработке и принятии программ налоговых реформ. Основные принципы налогообложения были разработаны А. Они находят применение и сегодня. Принцип справедливости, который утверждает, что всеобщность обложения, а также равномерность распределения налогов между гражданами государства соразмерно их доходам. В одном из своих трудов, А. Смит писал - "Подданные любого государства должны участвовать в обеспечении правительства соразмерно своему доходу, каким они распоряжаются под защитой и покровительством государства".

Принцип справедливости подразделяется на горизонтальную и вертикальную справедливость. Принцип горизонтальной справедливости предполагает равное налогообложение равных доходов независимо от того, где бы они ни получались. Принцип вертикальной справедливости означает, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от величины дохода и уровня благосостояния. Принцип определенности, согласно которому, сумма, время, а также способ платежа были известны плательщику заранее.

Принцип удобности, который предполагает, что любой налог должен взиматься во время и способом, наиболее удобным для плательщика. Принцип экономии, который заключается в сокращении всех издержек взимания налога, а также в рационализации системы налогообложения государства. В современной интерпретации налоги считаются эффективными, если минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.

В каждой стране разработана своя налоговая система, учитывающая особенности развития экономики. Теоретики в области налогообложения всегда пытаются решить "вечный" вопрос, о том, что все таки целесообразнее: обеспечить формирование бюджета государства чисто фискальными методами, либо же снижением налогов добиться стимулирования предпринимательской деятельности, а также расширения налоговой базы.

Вечная проблема, возникающая при разработке налоговой системы, — что облагать налогом: доходы, потребление или ресурсы. В действующих налоговых системах сочетаются налоги на доход и налоги на потребление потоварные. Налог на потребление поощряет сбережение, что может порождать "парадокс бережливости".

Как альтернатива предлагается налог на ресурсы, что, по мнению его сторонников, будет стимулировать эффективное использование ресурсов и обеспечит устойчивость бюджетных доходов. Однако провести подобную налоговую реформу пока не решилось ни одно государство. В каждой стране исторически сложилась своя система налогообложения. Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.

Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 33 Налоговая система РФ


Комментарии 2
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий