+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Критерии оценки риска выездной налоговой проверки

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Концепция планирование выездных налоговых проверок

Оценка риска выездной налоговой проверки

критерии оценки риска выездной налоговой проверки
Пример оценки риска выездной налоговой проверки, сгенерированный в Критерий отбора объекта для проверки, Критерий отбора объекта для.

Приказов ФНС России от 22. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли виду экономической деятельности. Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота выручки организаций по данным Федеральной службы государственной статистики Росстата. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

При получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год налоговый орган может не учитывать данный календарный год в числе 2-х лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком.

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров работ, услуг.

По налогу на прибыль организаций. Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников: 1 Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики Росстат.

Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики Росстат находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики Росстат www. При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы "в конвертах" , неоформлении оформлении с нарушением установленного порядка трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. В части единого сельскохозяйственного налога. Приближение к предельному значению установленного статьей 346. В части упрощенной системы налогообложения. Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30. Приказа ФНС России от 22. Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. По налогу на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками "цепочки контрагентов" без наличия разумных экономических или иных причин деловой цели. Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и или непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и или наличие информации об их уничтожении, порче и т. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации расчете и или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п.

КонсультантПлюс: примечание. Федеральный закон от 21. О порядке хранения документов бухгалтерского учета см. Необеспечение в нарушение пп. Приказа ФНС России от 10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения "миграция" между налоговыми органами.

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе месте нахождения юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

Значение общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков N 11 может использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации Приказ ФНС России от 22. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www. При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т. Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного или "однодневки" , а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств: - контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника; - наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил обычаев делового оборота например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.

При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет; - существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков. Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется: - исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период; - уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков уточнении налоговых обязательств , для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика , уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленной к ним Пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются. Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения исключения рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок в сочетании с другими Критериями.

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.

Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок

Данный отчет сформирован программой " Ваш финансовый аналитик " см. Данный приказ содержит описание критериев, оценивая по которым свою деятельность налогоплательщик может сделать вывод о своей принадлежности к группе риска, то есть к группе налогоплательщиков, имеющих высокую вероятность попасть в план налоговых проверок. Наличие убытков Налогоплательщик не имел убытков в бухгалтерском или налоговом учете на протяжении нескольких лет.

Темпы роста расходов и доходов Наблюдается опережающий тем рост расходов над темпом роста доходов в бухгалтерском учете и налоговом учете. Заработная плата Среднемесячная заработная платы на одного работника 28,7 тыс.

Москва 20,3 тыс. Площадь торгового зала магазина или павильона при ЕНВД Площадь торгового зала магазина или павильона 120 кв. Использование цепочки контрагентов Активное использование договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, организация деятельности на принципе "цепочки контрагентов" без наличия разумных экономических или иных причин деловой цели является основанием для повышенного внимания со стороны налоговых органов. Непредставление налогоплательщиком пояснений Отсутствовали факты непредставления налогоплательщиком пояснений по требованию налоговых органов.

Рентабельность продаж в данном случае рассчитана как соотношение величины сальдированного финансового результата прибыль минус убыток от продаж и полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Взаимоотношения налогоплательщика с контрагентами Характер взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами может привлечь внимание налоговых органов.

В случае если налоговые органы посчитают контрагента проблемным, они могут поднять вопрос о сомнительности совершенных с ним сделок. Из 12 критериев оценки рисков, применимых для данного налогоплательщика, 6 дали положительный результат то есть по этим критериям налогоплательщик попадает в поле зрения налоговых органов при планировании выездных проверок.

Это позволяет субъективно с учетом важности приведенных критериев оценить вероятность налоговой проверки как среднюю.

Название Критерии оценки рисков для налогоплательщиков при отборе проведения выездных налоговых проверок.

12 критериев риска

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков 4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться: 1.

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли виду экономической деятельности. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров работ, услуг. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками "цепочки контрагентов" без наличия разумных экономических или иных причин деловой цели.

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и или непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и или наличие информации об их уничтожении, порче и т. Приказа ФНС России от 10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения "миграция" между налоговыми органами.

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

То есть, налоговые органы выбирают кандидатов для проверки точечно и целенаправленно. И этому предшествует длительная аналитическая работа. Так инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее налогоплательщиков. И уже результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.

Основным документом, использующимся в аналитической работе налоговых органов, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30. Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор. Критерии рисков размещены на сайте ФНС и регулярно обновляются. Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском Письмо Минфина России от 23.

Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет. Остановимся подробно на каждом из обозначенных критериев: 1. У налогоплательщика низкая налоговая нагрузка. Налогоплательщик может самостоятельно оценить риск включения в план выездных налоговых проверок, сравнив свою фактическую налоговую нагрузку со среднеотраслевым уровнем.

Если интегральная налоговая нагрузка ниже отраслевой налоговой нагрузки, он может быть включен в план выездных налоговых проверок. Налоговая нагрузка определяется как отношение сумм уплаченных налогов к полученной выручке см.

Нелишним будет написать, что в текущем году компания принимает меры по снижению расходов, а также в случае стабилизации спроса планирует поднимать цены на производимую продукцию работы или услуги. Отражение налогоплательщиком в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При самостоятельной оценке организацией рисков назначения выездной налоговой проверки по данному критерию, следует исходить из того, что в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности возможны убытки.

Налоговые органы привлекают компании, которые ведут убыточную деятельность в течение двух и более календарных лет подряд. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Данный критерий позволяет оценить деятельность налогоплательщика, который уплачивает налог на добавленную стоимость работает с НДС. А значит, такое поведение является экономически оправданным, хоть и негативно отражается на величине контролируемых показателей. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров работ, услуг. Данный критерий риска подразумевает налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов.

Критерием является несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Средняя заработная плата рассчитывается налоговыми органами на основании данных налоговой декларации, либо расчета авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд, поскольку ее ежеквартально сдают все налогоплательщика, в том числе на УСН и ЕНВД. На официальном сайте ФНС России размещены статистические показатели среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или по конкретному субъекту РФ.

Без внимания не останется и информация, поступающая от граждан, юридических лиц, правоохранительных или иных органов, о выплате работникам заработной платы "в конвертах" либо о нарушениях трудового законодательства, допущенных при оформлении сотрудников п.

Эти и иные аналогичные сведения будут также учитываться налоговым органом при планировании выездной проверки. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Относится к налогам на доходы физических лиц. Речь идет об организации деятельности на основе заключения договоров с контрагентами - перекупщиками или посредниками без видимой деловой цели, то есть разумных экономических или иных причин п.

Если будет установлено, что основной целью сделки операции являются неуплата неполная уплата и или зачет возврат налога, налогоплательщик лишится права на уменьшение налоговой базы или налога к уплате пп. Кроме того, одним из обязательных условий реализации указанного права признается исполнение сделки операции надлежащим лицом: либо стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, либо лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону пп.

Следовательно, чтобы определить, может ли налогоплательщик воспользоваться налоговой выгодой, налоговый орган должен установить фактического исполнителя. В то же время необходимо отметить, что возможность достижения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок операций сама по себе не является основанием признать налоговую выгоду необоснованной п.

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика плательщика сбора, налогового агента , предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Частая смена налоговой инспекции. Правда, в план выездных проверок рискует попасть только организация, которая с момента своего создания два раза и более меняла официальный адрес подавала по этому поводу заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Налоговые органы могут заинтересоваться деятельностью налогоплательщика, если уровень ее рентабельности прибыльности значительно ниже среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности п.

Необходимые для сравнения статистические данные по рентабельности приведены в Расчете рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности Приложение N 4 к Приказу. В соответствии с п. До момента обновления можно использовать данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены такие показатели. Этот вывод следует из п.

Сверке подвергнутся два показателя: рентабельность активов и рентабельность продаж. Источником информации для контролирующего органа в обоих случаях станут данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности: - в Бухгалтерском балансе организации; - в Отчете о финансовых результатах. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, то есть деятельности, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды п.

Необоснованной такая налоговая выгода признается, если для ее получения налогоплательщик п. Указанные критерии выездной налоговой проверки свидетельствуют о том, чем больше вышеперечисленных признаков будут одновременно присутствовать во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше будет степень риска по его включению в план выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Налоговые проверки 2019 - Малый бизнес ИП ООО - Кто попадет под выездную налоговую проверку


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий