+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Как избежать выездной налоговой проверки

Не столь сложным, но действенным способам предотвращения претензий ФНС и приемам, помогающим избежать выездных проверок, можно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Как избежать выездной налоговой проверки?

как избежать выездной налоговой проверки
План налоговых выездных проверок формируется не случайной с помощью анализа деятельности фирмы избежать контрольных.

Федеральная налоговая служба разработала для налогоплательщиков новый, двенадцатый критерий самостоятельной оценки рисков. Список оснований для назначения выездной проверки пополнился перечнем схем ведения бизнеса с высоким налоговым риском. О новом критерии и планах налоговой службы в усовершенствовании законодательства "РГ" рассказала заместитель руководителя ФНС Татьяна Шевцова. Российская газета: Недавно была озвучена инициатива власти предоставить компаниям рассрочки по уплате налоговой задолженности.

Кого это коснется в первую очередь? Татьяна Шевцова: По итогам совещания у президента Российской Федерации по вопросу совершенствования налоговой политики было принято решение об упрощении процедуры реструктуризации налоговых претензий за прошлые периоды. Опыт показывает: как для бюджета, так и для бизнеса этот вариант более предпочтителен, нежели банкротство по результатам контрольной работы налоговых органов.

Если эта норма будет зафиксирована законодательно, крупные компании в случае больших налоговых доначислений смогут избежать банкротства, а бюджет получит неуплаченные суммы налогов, пусть и с рассрочкой по времени. РГ: А зачем налоговой службе понадобилось вводить двенадцатый критерий самостоятельной оценки риска?

Одиннадцати мало? Шевцова: Этой публикацией ФНС России продолжает политику открытого диалога с налогоплательщиками, направленную на предупреждение налогового нарушения, а не на применение фискальных мер. Вы знаете статистику: служба поэтапно сокращает количество налоговых проверок. Акцент смещен на информирование налогоплательщика о возможных рисках, стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем. Именно для этого и были созданы критерии. Служба целенаправленно и достаточно долго шла к тому, чтобы отказаться от тотальных проверок в пользу контроля в зонах риска.

Нередко бизнес предпринимает рискованные решения в надежде минимизировать налоги, однако спустя некоторое время взамен получает крупные доначисления, пени, штрафы. Причем, если доказано применение схемы, штраф составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налогов и возникает уголовная ответственность.

Мы стремимся предупредить совершение налогового правонарушения, раскрывая перед налогоплательщиком основные принципы контрольной работы и предлагая ему более сознательно подойти к выбору бизнес-решений с учетом информации о рисках применения отдельных схем.

Главная же цель - формирование единого правового и налогового поля, создание равных условий для всех субъектов бизнеса, устранение необоснованных конкурентных преимуществ, которые получают за счет экономии на налогах организации, применяющие незаконные и "серые" схемы ведения бизнеса.

РГ: Татьяна Викторовна, так в чем суть нового критерия? Шевцова: В прошлом году мы опубликовали 11 критериев самостоятельной оценки рисков, которые фактически являются критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Таким образом, налогоплательщик впервые получил возможность самостоятельно проанализировать результаты хозяйственной деятельности с точки зрения налогового контроля, оценить налоговые риски и предпринять меры, чтобы выйти из зоны налогового контроля.

В дополнение к уже используемым критериям Федеральная налоговая служба создает механизм открытого информирования налогоплательщиков о рисках применения отдельных схем ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Критерий так и называется - "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском". Он и рекомендации по его применению опубликованы на сайте ФНС. РГ: На основе какой информации составлен новый перечень?

Шевцова: Учтены результаты контрольной работы, опыт досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками, сложившаяся арбитражная практика. А также признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, обозначенные в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.

Сейчас в критерий вошли четыре схемы, но их количество и содержание будут обновляться с учетом опыта работы и арбитражной практики. РГ: Допустим, ознакомившись со списком схем, бизнесмен нашел схожую со своим бизнесом, что ему делать? Шевцова: Таким налогоплательщикам мы предлагаем представить уточненные декларации, приложив к ним пояснения.

Они нужны для того, чтобы налоговый орган получил возможность учесть предпринятые налогоплательщиком меры по снижению налоговых рисков и, например, исключить его из плана проверок.

Следует понимать, что подача уточненной декларации рассматривается ФНС как инструмент снижения или исключения налоговых рисков. То есть такая декларация будет свидетельствовать, что налогоплательщик, возможно, усмотрел в своих действиях признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении осуществленных операций. Но присутствие этих признаков не носит системного характера или не связано с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду.

Однако, имея аргументы в пользу своей добросовестности, налогоплательщик предпочел исключить налоговые риски таких операций. Тогда вполне логично откорректировать сомнительные суммы и провести уточненный расчет налоговых обязательств за соответствующий период. РГ: Если налогоплательщик уточнит обязательства, что это ему даст?

Шевцова: Факт подачи такой декларации налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.

Важно, что при проведении камеральных налоговых проверок уточненных деклараций с пояснениями дополнительные документы у плательщика требовать не будут. Если камеральная проверка подтвердит, что уточненные декларации достоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность, не являются формальными, это, как правило, исключает вероятность проведения выездной налоговой проверки.

А при соблюдении условий оплаты налогоплательщик полностью освобождается от ответственности. Правда, оговорюсь, сам факт представления налогоплательщиком уточненной декларации не гарантирует стопроцентный отказ от мероприятий налогового контроля в случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с нарушениями налогового законодательства.

Однако в этом случае решение о выездной налоговой проверке принимается только по согласованию с ФНС России. Кстати, за прошлый год, когда как раз были опубликованы одиннадцать критериев, налогоплательщики представили 913 тысяч уточненных деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств составила 84 млрд рублей.

В то же время за весь 2006 год было представлено 416 тысяч деклараций на сумму 18 млрд рублей. Огромный прирост говорит о повышении налоговой дисциплины. РГ: А если предприниматель не решился сдать уточненную декларацию?

Шевцова: Конечно же, налогоплательщик вправе не предпринимать никаких действий в связи с публикацией 12-го критерия. Он может, но не обязан самостоятельно подавать уточненную декларацию. Однако если в ходе налоговой проверки будет доказан факт применения какой-либо из опубликованных схем и подтверждены признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, у налоговых органов появится дополнительный аргумент для квалификации действий налогоплательщика по минимизации налогов как умышленных.

Ведь ФНС России проинформировала о налоговых рисках таких действий. А это помимо доначислений налогов и пени предполагает применение штрафа в двойном размере и возможную уголовную ответственность в связи с умышленным применением схем уклонения от налогов. РГ: Но можно пойти по другому пути: подать уточненную декларацию на символическую сумму.

Шевцова: Простое сопоставление данных покажет несоответствие. Информационные ресурсы и программные продукты, которыми располагает служба, позволяют сопоставлять информацию из огромного количества источников, выявлять как простые ошибки в расчетах, так и серьезные преднамеренные нарушения налогового законодательства. Таким образом, решение о подаче таких деклараций скорее навредит. РГ: Татьяна Викторовна, вы не опасаетесь, что, публикуя готовые схемы, "даете карты в руки" недобросовестным бизнесменам?

Шевцова: Мы рассматривали этот аргумент и пришли к выводу, что нет. Дело в том, что даже не осведомленный о каких-то "схемах" налогоплательщик может при желании воспользоваться услугами консультантов, аудиторов, получить информацию из бухгалтерских СМИ, которые регулярно публикуют варианты минимизации налогов. Как говорится, было бы желание. Те же, кто против применения сомнительных схем, не будут пользоваться ими.

РГ: Так какой он, наш российский налогоплательщик? Злостный уклонист? Шевцова: Нарушения налогового законодательства есть, их немало. Есть и своя, "российская" специфика уклонения от налогов: "серые" зарплаты, фиктивные убытки, фирмы-однодневки.

Физлица зачастую игнорируют свою обязанность декларировать доходы и т. Однако с налоговыми злоупотреблениями сталкиваются налоговые администрации, пожалуй, всех государств, независимо от уровня экономики, налоговой и правовой систем.

Даже в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, где налоговое законодательство совершенствуется десятилетиями, есть лазейки для построения схем минимизации налогов. Для борьбы с агрессивным налоговым планированием хозяйствующих субъектов государственные органы этих стран применяют комплекс мер как законодательного, так и административного характера.

В Австралии, Великобритании, Канаде, США действует норма, требующая раскрытия информации по определенному перечню сделок и схем. Неплохо было бы ввести эту норму и в России.

В российской практике уже есть отдельные инструменты, направленные на борьбу с недопустимым налоговым планированием. Но вместе с тем назрела необходимость сделать следующий шаг в борьбе со злоупотреблениями в сфере налогового права. Справка "РГ" Признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды по 12-му критерию: - невозможность реально осуществлять налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; - отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; - учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций; - совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Подробности на сайте ФНС - www.

Налоговые проверки в 2019 году: как не попасть в поле зрения ФНС

Косвенными доказательствами реальности взаимодействия с контрагентами и наличия бизнес-цели служат: Копии актов осмотра груза, Складские документы, Штатные расписания.

В разных ситуациях комплект документов может быть разным. Однако важно помнить, что ключевой фактор — это реальность взаимодействия. Налоговый орган будет проверять не факт наличия товара, а факт поставки, выполнения работ контрагентом. Дробление бизнеса Расширение полномочий налоговых органов, изменение статистики рассмотрения дел по налогам не в пользу налогоплательщиков, введение ст.

Действительно, существуют льготные налоговые режимы. Появилось также множество книг, инструкций и семинаров о том, как применить льготный режим и не попасть под доначисление. В результате возросла популярность схем дробления бизнеса как в рознице, так и в оптовой торговле и строительной отрасли.

Самые распространенные схемы дробления бизнеса: Вывод товарных знаков и активов на ИП-бенефициаров, Дробление розницы, Дробление сбыта, Вывод персонала на ИП. Однако предприниматели совершают ошибку, когда необдуманно используют инструменты дробления бизнеса ради экономии на налогах. ФНС хорошо знает все эти схемы и то, как их обнаружить. Последний громкий случай, когда налоговые органы установили дробление бизнеса, произошел с сетью ресторанов быстрого обслуживания KFC в Краснодаре.

Налоговики обнаружили, что у группы компаний, применяющих УСН, один учредитель, а компании созданы исключительно для оптимизации налогов. Бенефициар не смогла объяснить, зачем компания раздробила бизнес, если не ради экономии на налогах. Верховный суд занял сторону налогового органа. Предпринимателям кажется: если закон предусматривает спецрежим, то его можно применять. Только они не учитывают, что оптимизация налогов не может быть единственной целью дробления бизнеса.

Необходимо наличие бизнес-цели. Ее-то предприниматели зачастую назвать не могут. Виды бизнес-целей: Защита активов, Привлечение инвесторов, Диверсификация рисков. Эти цели не очевидны для ФНС. Налоговики видят платежи ИП и подозревают, что бизнес уклоняется от уплаты налогов. Каждый довод, каждая бизнес-цель должны быть обоснованы документами и подтверждаться показаниями сотрудников компании. Аффилированность Предприниматели также зачастую халатно относятся к рискам аффилированности и особенно фактической взаимозависимости.

Сама по себе аффилированность не запрещена. Однако она становится критичной, если в группе есть организации или ИП на специальных налоговых режимах, заключающие сделки с иностранными компаниями и привлеченные к ответственности.

Про юридическую аффилированность знают все, а фактическую не учитывают. Вот главные признаки фактической взаимозависимости компаний: Общий IP-адрес банка клиента, Единый центр принятия решений и управления, Единая бухгалтерия, Совмещение должностей сотрудниками, Единственный поставщик или покупатель.

Если налоговый орган устанавливает аффилированность, то при наличии субъектов на специальных налоговых режимах может объединить оборот всех аффилированных лиц. Тогда налоги будут рассчитываться по принципам общего режима налогообложения.

Кроме того, многие предприниматели до сих пор не учитывают или не знают про практику ответственности аффилированных организаций по налоговым обязательствам основных обществ ст.

Путь банкротства очень длинный и сложный. Гораздо проще применить нормы ст. Они сводятся к тому, что налоговый орган может взыскать долги организации с взаимозависимых с ней компаний.

Само собой, учитывается как юридическая, так и фактическая взаимозависимость. Есть еще один критерий — передача активов от должника аффилированной структуре. Под передачей активов понимают в том числе и перевод контрактов. На практике, получив доначисление, налогоплательщики создают компании-клоны либо бросают старые организации и дальше ведут бизнес. Сегодня налоговая это легко замечает, далее следует иск о взыскании задолженности с новой компании предпринимателя.

Суды решили, что компания перевела бизнес. Передача бизнеса перезаключение договоров не носила возмездного характера, перезаключение договоров и перевод персонала по времени своего совершения совпали с завершением выездной налоговой проверки. Вновь созданной организации пришлось платить по долгам предшественницы. Перевод активов на родственника Формируется инструментарий оспаривания сделок с имуществом со стороны кредиторов, а также учащаются случаи рейдерских захватов активов.

При этом бенефициары не учитывают степени угрозы для активов и личной имущественной безопасности. Бытует мифологема: мы — белые, и нам ничто не угрожает. Кредитору, будь то ФНС или банк, или рейдеру всегда интересны активы. Инструментарий сейчас очень широкий: от банкротства и субсидиарной ответственности до оспаривания сделок и личной имущественной ответственности. Предприниматели тяжело расстаются с собственностью и часто, пытаясь избежать ответственности, переводят активы на жен, детей и других родственников.

Создается иллюзия защищенности актива, так как держатель — родственник. Однако это ловушка. Любые сделки с родственниками оспариваются очень легко. Исключение составляют только сделки по рыночной цене и с реальными расчетами через расчетный счет. При этом родственник должен быть способен подтвердить наличие источника средств на покупку актива. Иначе кредиторы смогут оспорить сделку и забрать активы.

Риск представляет и сам родственник. Он может решить, что актив действительно принадлежит ему. Никто не застрахован и от форс-мажоров. Пример Два партнера разделили бизнес — на производственные мощности отдельное юрлицо и управляющую компанию. Для минимизации рисков они оформили само производство на одного из партнеров, а УК — на другого.

Однако партнер, на которого был оформлен актив завод , попал в аварию. Появились наследники, которые не были в курсе договоренностей и посчитали завод своим. В их глазах второй партнер был рейдером. История разрешилась выгодно для обеих сторон, но стоила участникам спора нервов.

Список оснований для назначения выездной проверки пополнился Однако в этом случае решение о выездной налоговой проверке.

Ознакомиться с услугами... В ходе выездных налоговых проверок у проверяемых лиц нередко возникают вопросы о том, насколько правомерны действия налоговых инспекторов, как часто, в какие сроки и в каких формах могут проводиться проверки. Чтобы во всеоружии встретить проверяющих, налогоплательщик должен великолепно ориентироваться в НК РФ, знать свои права и обязанности, а также действия, которые можно предпринять для успешного прохождения проверки.

Что такое выездная налоговая проверка Выездная налоговая проверка — то, чего больше всего боятся налогоплательщики. Это связано не только с опасениями выявления нарушений и доначисления налогов. Но и с тем, что в ходе процедуры проверяющие длительное время находятся на территории налогоплательщика, нарушая привычный рабочий распорядок компании.

На заметку При невозможности проведения выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика из-за отсутствия свободного помещения см. При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы главы 26. Отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах не могут являться предметом проверки.

Перед началом проверки налоговые органы обязаны предъявить руководителю организации решение о проведении выездной налоговой проверки. Статья 89 НК РФ определяет все необходимые сведения, указываемые в решении: полное и сокращенное наименование организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; предмет проверки; периоды, за которые проводится проверка см.

Основными задачами выездной проверки являются: исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого с формированием выводов о правильности исчисления и полноте уплаты необходимых налогов и сборов; выявление ошибок и искажений в исследуемых документах и фактов нарушения порядка ведения бухучета; анализ влияния этих нарушений на формирование налоговой базы организации; доначисление при необходимости сумм налогов, не уплаченных или не полностью уплаченных из-за наличия ошибок и нарушений, а также привлечение налогоплательщика к ответственности.

Налоговые службы имеют право проверить только те вопросы и тот период, которые заявлены в решении о проведении проверки. Вносить изменения в уже принятое решение запрещено. Датой начала выездной проверки считается дата вынесения налоговым органом решения о ее проведении пункт 8 статьи 89 НК РФ. Таким образом, проверка начинается еще до того, как о ней узнает проверяемая организация.

При этом существуют ограничения по срокам и количеству выездных проверок одного налогоплательщика. Например, количество ежегодных проверок организации не может быть более двух. Если налоговая инспекция планирует провести третью за год проверку, проверяемая компания имеет право обжаловать это решение, но только в том случае, если это не повторная выездная проверка. Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении, если иное не предусмотрено НК РФ.

При этом ограничение периода проверки тремя годами не распространяется на текущий год деятельности компании, и, учитывая, что в НК РФ на счет текущего периода нет никаких указаний, проведение выездной налоговой проверки в его отношении также вероятно. Дело также в том, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам и сборам, по которым назначена проверка, а по многим налогам они составляют 1 год.

Другое дело — НДФЛ. Взимать налог с дохода физлиц и перечислять его в бюджет нужно в более короткие сроки. Налоговые органы могут включить НДФЛ в выездную проверку и за период ее назначения, а значит и в текущем году по этому налогу ФНС может сделать не только доначисление, но также выставить штрафную санкцию и начислить пени.

Основания для проведения налоговой проверки По общему правилу согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ выездную проверку инициирует руководитель налогового органа, расположенного по месту нахождения налогоплательщика. Тем не менее в некоторых случаях возможны исключения: В отношении крупнейшего налогоплательщика решение о выездной проверке выносит налоговый орган, осуществлявший постановку налогоплательщика на учет.

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации инициируется налоговым органом по месту нахождения этого подразделения, а не по месту нахождения головного предприятия. Провести плановую выездную проверку налоговая инспекция может в отношении любой компании и в любое время согласно плану.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Вероятность включения организации в план проверок значительно повышается, если ее деятельность характеризуется следующими факторами: Низкая налоговая нагрузка. Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет.

Низкая рентабельность. Зарплата сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе. Неоднократное приближение к предельным показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы. Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов организации. Неоднократное снятие организации с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.

Речь идет о системе управления рисками, в автоматическом режиме распределяющей налогоплательщиков по 3 группам налогового риска на основе деклараций НДС и имеющейся у ФНС информации о деятельности налогоплательщиков.

Кроме плановой проверки налоговые органы могут провести и внеплановую, независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ основаниями для проведения внеплановой выездной налоговой проверки являются реорганизация или ликвидация предприятия.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными или повторными. Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей по тем же налогам и за тот же период по двум основаниям: для контроля над деятельностью органа, проводившего первичную проверку, со стороны вышестоящего налогового органа; в случае предоставления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше ранее заявленного, при этом проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции.

Исключением являются случаи, когда невыявленные нарушения стали результатом сговора между налогоплательщиком и проверяющим. Если в ходе процедуры обнаружились факты нарушения законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, ФНС сообщает об их наличии в соответствующий территориальный орган или центральный аппарат такого ведомства см.

Однако факты, не относящиеся к цели выездной налоговой проверки, могут быть отражены в акте проверки только в той ситуации, когда они обусловили деяния, имеющие признаки налоговых правонарушений.

В выездной налоговой проверке участвуют представители обеих сторон — проверяющей и проверяемой. Это лица, которые в соответствии с НК РФ наделены полномочиями или имеют права и обязанности при совершении действий в ходе проведения выездной проверки.

Их можно разделить на три группы. Субъекты, осуществляющие налоговую проверку — налоговые органы. Субъекты, чья деятельность проверяется в ходе выездной проверки — налогоплательщики, налоговые агенты. Субъекты, которых привлекают к участию в выездной проверке, — эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели, сотрудники правоохранительных органов. При проведении выездной проверки налоговики используют 2 группы методов: Выборочная или сплошная проверка. При выборочной проверке проверяется только часть документов по некоторым налоговым периодам и выявляются нарушения систематического характера, которые, как правило, имеют место и в остальных периодах.

Выборочные проверки позволяют сэкономить время на проведение проверки, но при этом остается риск пропуска ошибок и нарушений со стороны проверяемых. Сплошная проверка подразумевает проверку всей документации проверяемой организации за отчетный период. При сплошном методе вероятность упущения нарушений крайне низка, поэтому в большинстве случаев налоговые органы предпочитают именно этот метод. Тематическая или комплексная проверка.

Тематическая проверка представляет собой проверку по одному или нескольким выбранным заранее налогам. Комплексная проверка — это проверка организации по всем уплачиваемым ею налогам.

Выездная налоговая проверка проводится в несколько этапов: Этап 1. Принятие решения о проведении проверки и ознакомление с ним налогоплательщика. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем.

Подписание решения неуполномоченным лицом может повлечь за собой его отмену. Этап 2. Проведение выездной налоговой проверки. Перед непосредственным началом проверки сотрудники налоговых органов проводят собеседование с руководителем организации, главным бухгалтером и лицами, ответственными за начисление и уплату налогов. Уклоняться от собеседования не стоит, поскольку в ходе него решаются вопросы организации проверки, а также предоставляется общая информация о деятельности проверяемой компании.

В ходе самой проверки возможны следующие процедуры: Инвентаризация пункт 13 статьи 89 НК РФ проводится с целью проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах проверяемой организации. Осмотр статьи 91 и 92 НК РФ. Сотрудники налогового органа в ходе проверки имеют право осматривать любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, — склады, офисы, торговые залы и так далее. При осмотре обязательно должны присутствовать не менее двух понятых. Препятствовать доступу проверяющих в помещение или здание категорически не рекомендуется, поскольку в этом случае налоговые органы составляют акт пункт 3 статьи 91 НК РФ.

Этот акт дает им право самостоятельно определить сумму налога к уплате только на основании имеющихся у них данных о компании или по аналогии с другими налогоплательщиками.

Истребование документов статьи 93 и 93. Налогоплательщик обязан передать проверяющему все необходимые для проведения проверки документы. Выемка статья 94 НК РФ.

Производится для выявления и подтверждения нарушений налогового законодательства. Следует учитывать, что выемку нельзя производить в ночное время с 22. Экспертиза и получение экспертного заключения статья 95 НК РФ. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым и другим вопросам, знаниями в области которых обязаны обладать сами проверяющие. Допрос статья 90 НК РФ.

При необходимости в ходе проверки проводится допрос свидетелей, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение при осуществлении контроля со стороны налоговых органов. В качестве таких свидетелей могут выступать любые физические лица, за исключением тех, кто по роду деятельности имеет доступ к профессиональной тайне, — адвокаты, аудиторы, врачи, нотариусы и священнослужители. При вызове на допрос они имеют право заявить о невозможности давать показания пункт 2 статьи 90 НК РФ.

Этап 3. Документальное оформление итогов проверки и ознакомление с ними проверяемого. Результаты выездной налоговой проверки В последней день проведения выездной проверки проверяющие в обязательном порядке составляют справку, содержащую информацию о предмете проверки, сроках проведения и вручают ее налогоплательщику.

Эта справка фиксирует факт окончания проверки, при этом дата составления справки и дата окончания проверки должны совпадать. Сразу после вручения справки налоговый орган обязан прекратить проведение всех мероприятий по выездной проверке. В акте фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки: Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе статья 116 НК РФ.

Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета пункт 1 статьи 119 НК РФ. Непредоставление налоговой декларации пункт 1 статьи 119 НК РФ. Нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения статья 120 НК РФ. Неуплата или неполная уплата налогов и сборов статья 122 НК РФ. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов статья 123 НК РФ.

Непредоставление налоговым органам информации, необходимой для осуществления налогового контроля пункт 1 статьи 126 НК РФ. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса статья 129. Прочие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки.

Как избежать выездных налоговых проверок?

Инспекторы проверяли компанию по единому социальному и транспортному налогу. Но в ходе проверки заметили несколько сделок с компанией-консультантом, которые уменьшали базу налогоплательщика на существенную сумму. Не обратив на это внимания, руководители фирмы предоставили инспектору документы в том числе и по этим сделкам. Более того, под натиском инспектора исполнительный директор признался, что они с гендиректором, родственником, являются учредителями фирмы-консультанта.

В результате с компании взыскали дополнительные налоговые начисления. Если бы менеджеры продумали стратегию защиты, этого не случилось бы. Более того, они сами могли бы жаловаться на нарушения при проведении проверки: согласно ч. А исполнительный директор мог попросту отказаться от дачи показаний против себя!

Такое право прописано и в Конституции ст. Но он клюнул на угрозы про последствия за отказ от дачи показаний… Итог: доказательства получены, иски поданы, план по налогам выполнен.

Выездные проверки Федеральной налоговой службы ФНС более предсказуемы, чем милицейские. Обычно руководство компании оповещают о возможном приезде инспекторов заранее, устно или по почте. Как только вам принесли решение о проведении выездной проверки, начинайте готовиться. Позаботьтесь о резервном копировании важных данных на удаленный сервер, чтобы изъятие компьютеров не повлекло за собой невосполнимого вреда. Подготовьтесь к мысли, что проверка ФНС — продолжительное мероприятие, в результате которого вам могут подсчитать излишние недоимки и назначить дополнительные санкции.

Вот пять правил, которые помогут руководителям избежать неприятностей на стадии проведения выездной налоговой проверки. Подобный тон дает сигнал чиновнику, что он здесь не главный, он тоже должен отчитаться.

Если же документов вам не предъявляют, можете смело отказать в проведении проверки. Состава правонарушения это не образует, поскольку у вас нет точного представления о правовом статусе пришедшего лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки, которое также нужно потребовать у инспекторов, должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Нередко в решении о проведении проверки указаны одни должностные лица, которым поручено проведение мероприятий налогового контроля, а выполняют их совершенно другие.

Это воистину подарок. Документ, оформленный не указанным в решении о проведении налоговой проверки лицом, не может быть положен в основу доказательств вины налогоплательщика. Вполне возможно, что такого решения в природе и не существует, а инициированная проверка — попытка проведения рейдерской атаки на предприятие. Если у вас остались сомнения, что перед вами сотрудники налоговой, позвоните в инспекцию ФНС и спросите, работают ли там данные сотрудники.

Оградите сотрудников от лишней суеты Проверка ФНС всегда тормозит работу компании. Проверяющие то и дело поручают бухгалтерам предоставить те или иные документы, проанализировать какие-либо показатели или дать необходимые пояснения.

Это отвлекает бухгалтеров и юристов. Можно постараться сделать так, чтоб проверка проходила не в офисе, а в ИФНС. В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории в помещении налогоплательщика на основании решения руководителя заместителя руководителя налогового органа. Но проверяемый вправе заявить об отсутствии возможности проведения проверки в своем помещении.

Главное — хорошо мотивировать такую просьбу она удовлетворяется лишь в крайних случаях. Здесь можно изворачиваться настолько, насколько позволит фантазия: заболевания работников, дезинфекция, ремонт, отсутствие отдельного помещения и пр.

Такая практика еще не устоялась, но отдельные успешные примеры уже есть. Если повезет, проверка переедет в здание ИФНС, проверяющие потеряют уйму времени, нервных клеток и возможность оперативного истребования документов.

А проверяемый получит стабильную работу предприятия. Давайте копии, а не оригиналы Сотрудники ФНС наделены правом истребования документов. В первую очередь их интересуют подлинники. Но по закону, когда у вас просят бумаги, вы можете предоставить не оригиналы, а заверенные копии. При истребовании документов инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов.

После его получения в течение 10 дней налогоплательщик отдает заверенную печатью и подписью копию, а при необходимости представляет для ознакомления то есть инспектор себе подлинник не забирает оригинал. В случае если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов.

Но процедура выемки сложнее и обычно назначается тогда, когда нужно получить подлинник документа или когда налогоплательщик не хочет отдавать даже копию этого документа часто такие ситуации совпадают. Подлинники могут забрать и без выемки, если налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Например, если вас решили проверить только по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, работники инспекции не имеют права проверять правильность учета по единому социальному налогу. Незаконны также требования предоставления документов, дачи разъяснений, опросы и прочие мероприятия налогового контроля, которые явно не имеют отношения к цели проверки.

Они могут быть обжалованы на более высоком уровне руководитель, Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ, Арбитражный суд с большой вероятностью успеха. Помните также, что сотрудники ФНС могут проверить только последние три календарных года деятельности налогоплательщика согласно статье 87 НК РФ. Если проверяющие требуют документы по другим периодам и это не указано в решении о проверке , их действия незаконны и подлежат обжалованию.

Собирайте козыри, но не спешите их выдавать Некоторые действия и процессуальные решения сотрудников налоговых органов можно обжаловать сразу. Но часть из них придержите в качестве козыря на случай разбирательства в более серьезной инстанции.

Идеальный вариант — замечать их, но не помогать чиновникам в устранении. Можно посоветоваться с бухгалтером и юристом по поводу возможности их использования при защите. Например, можно будет обжаловать незаконное изъятие подлинника без постановления о выемке. Если выемка была проведена без понятых, опечатывания, шнурования, нумерования и т.

Проштудируйте Налоговый кодекс или позвоните специалисту Работа инспекторов строго регламентирована десятками глав кодекса, сотнями внутренних приказов и иными нормативными актами.

Чтобы вам было легче разбираться с их и вашими правами и обязанностями, изучите Налоговый кодекс ст. Тщательно проштудировав эти материалы, вы сможете достичь уровня знаний, достаточного, чтобы говорить с инспекторами на одном языке и мотивированно указывать им на их ошибки. Если вы не уверены в своих знаниях закона и бухучета, звоните специалисту в области бухгалтерского и налогового учета.

Это может быть независимый аудитор, бухгалтер или юрист. Специалист имеет соответствующий опыт обнаружения недостатков в работе налоговых органов и эффективно использует любую ахиллесову пяту. В общем и целом выездная налоговая проверка может быть и не такой страшной, если подходить к этому мероприятию с соответствующей серьезной подготовкой.

Как показывает наша практика, существенное количество претензий налоговых инспекций может быть оспорено в арбитражных судах. Причина этому — серьезные нарушения и ошибки, допускаемые инспекторами при проверке. Избежать наказания, которое наложено на вас не по закону, — ваше право.

И не бойтесь им пользоваться.

Выездные налоговые проверки по статистике ФНС всегда оказываются . заключения и бухотчетности за год: как избежать?.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Выездная налоговая проверка! Кому грозит и как ее избежать


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий