+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Нормативно правовые регулирования пенсионного обеспечения

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению системы пенсионного обес- печения в Российской Федерации и зарубежных странах. В работе изучается.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Правовые основы пенсионного обеспечения

нормативно правовые регулирования пенсионного обеспечения
Развитие института пенсионного обеспечения в Российской Федерации опирается на сложную и противоречивую правовую систему его регулирования, является исследование иерархии нормативно-правового обеспечения.

Конституция Российской Федерации. Хайруллина Н. Пенсионный возраст россиян: оценки и мнения. Скипина К. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. Hairullina N. Пенсионное обеспечение является социальной гарантией для граждан любого государства. Исходя из международных требований, право россиян на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, а также в иных случаях, установленных законом, закреплено в ст.

Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общегосударственной системы социальной защиты должна опираться на развитое пенсионное законодательство, действенный административный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на макроэкономические пропорции, определяющие ее развитие. Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества.

Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста [4]. Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый договор поколений: когда сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами.

Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая - возродить и реализовать на практике обязательное пенсионное страхование, вторая - повысить уровень реальных доходов пенсионеров, третья - не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за ее пределами, в других союзных республиках [2].

Таким образом, основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, чтобы в стране заработала эффективная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из общественного сектора производства в силу наступления старости. Суть такой системы заключается в следующем: каждый гражданин, работающий по найму по трудовому договору , подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от его желания и желания работодателя; все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством.

Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства [3]. Проанализируем статьи Конституции РФ с положениями о пенсионном обеспечении: 1 пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию; 2 пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период; 3 уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы; 4 страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно; 5 деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента; 6 государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования [1].

В нашей стране более 38 млн пенсионеров, причем большинство из них получают пенсию по данному закону. Как видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи - потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности [1].

Пенсии в России установлены государственные и негосударственные. Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии [5].

Негосударственная пенсия выплачивается гражданам из негосударственных коммерческих пенсионных фондов и носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, не зависящую от государственных пенсий [3].

Происходящие в России демографические изменения, постоянно увеличивавшие нагрузку на пенсионную систему, в последние годы стабилизировались. Это связано с тем, что удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны, в последние годы неуклонно возраставший, начал снижаться из-за увеличения рождаемости и снижения смертности россиян. Экономические трудности и неблагоприятные экономические тенденции вместе с нерациональным построением системы государственного пенсионного обеспечения приводят к систематическому падению жизненного уровня пенсионеров и их семей.

Критическая ситуация пенсионного обеспечения российских граждан настоятельно требовала коренных реформ, в ходе которых были бы пересмотрены все основные принципы функционирования пенсионного обеспечения. Первым шагом в этом направлении явилась одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя: 1 государственное пенсионное страхование; 2 государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию - за счет средств федерального бюджета базовая пенсия ; 3 дополнительное пенсионное страхование обеспечение , осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации - обязательных страховых взносов [3].

Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики или в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

В последние годы важная роль отводится негосударственным пенсионным фондам НПФ , которые имеют двойственный характер [2, 4]. Во-первых, они рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества.

Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, который способно будет обеспечивать государство. Именно НПФ предстоит занять эту нишу, чтобы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей - профсоюзы - заключить такие коллективные договоры на предприятиях, чтобы эти взносы делал работодатель.

Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяют этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации.

Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов [3]. Отметим, что формирование системы НПФ в России начиналось неблагоприятно: отсутствовали необходимые нормативные документы, негативно действовали инфляция, тяжелое финансовое положение предприятий, неустойчивость фондового рынка, политическая нестабильность и неопределенность.

Первый в России Негосударственный пенсионный фонд был создан в ноябре 1991 г. Рассмотрим механизм их функционирования. За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу, которые перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды.

При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов. Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы планировалось размещать на специальный счет в рамках накопительной системы.

Предложенный выше подход к организации профессионального пенсионного страхования связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, функционирование которой началось в 2000 г. Сам Закон о персонифицированном учете был принят 20 марта 1996 г. Он направлен на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов.

Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать этот процесс, чтобы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде. Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования.

Так, государство в лице Пенсионного фонда России принимает на себя обязательства открыть индивидуальный лицевой счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений. Перечень сведений, которые обязан предоставить работодатель, содержат период деятельности, включаемый в специальный трудовой стаж, сумму заработка, на который начислялись страховые взносы, сумму начисленных страховых взносов, на которые они не начислялись, и др.

Согласно Закону застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации; получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию уполномоченных на то лиц; заявлять в случае изменения сведений, находящихся на его индивидуальном лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства; представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению на его индивидуальный лицевой счет [7].

Достоинством данного Закона являются перспективы дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада. С 1 февраля 1998 г. В связи с принятием данного Закона пенсии для неработающих пенсионеров стали исчисляться с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Индивидуальный коэффициент пенсионера - это размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в стране. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Иными словами, ИКП - соотношение заработка, из которого исчисляется пенсия, к средней заработной плате в стране в год его получения.

Указанное соотношение будет применяться не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи с повышением индекса цен. Это позволило преодолеть недостатки существующего механизма пересмотра размера пенсий в связи с их индексацией [3].

В заключение отметим, что пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков, за последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть.

Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы. Рецензенты: Силин А. Тюмень; Хайруллина Н. Библиографическая ссылка Родина В.

Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ

Скачать Часть 2 pdf Библиографическое описание: Павлова Т. Если до 2014 года трудовая пенсия включала накопительный и страховой компонент, то теперь она делится на два самостоятельных вида — страховую и накопительную пенсию.

В связи с этим гражданам был предоставлен выбор: перечислять взносы на формирование только страховой выплаты или страховой и накопительной. Страховая пенсия по старости представляет собой ежемесячную денежную выплату, компенсирующую гражданам заработную плату, которую они получали до выхода на пенсию. Накопительная также является денежной выплатой, но состоит она из пенсионных накоплений, которые сформировались за счет страховых взносов работодателей или за счет добровольных взносов.

Страховая выплата ежегодно индексируется государством. Накопления индексации не подлежат, их доходность зависит от инвестирования выбранного негосударственного пенсионного фонда НПФ или Управляющей компанией УК.

В случае убытка выплачивается только сумма уплаченных страховых взносов. Это существенный минус накопительной пенсии. Но, в отличие от страховой выплаты, в случае смерти застрахованного лица его накопления могут получить родственники или, если это указано в договоре или в заявлении, любое физическое лицо [4, c. Второй автоматически получают россияне, родившиеся раньше 1967 года. Остальные граждане делают выбор в пользу одного из вариантов, представленных на рисунке 3: Направить все выплаты в счет страховой пенсии, которая подлежит индексации.

Разделить вложения на страховую и накопительную части Рис. В 2014 году правительство России временно прекратило начисление накопительных пенсий из-за перебоев в деятельности фондов. Изначально выплаты заморозили на год, затем этот срок продлился до трех лет.

Власти расходуют средства на борьбу с дефицитом бюджета. Министерство финансов и Центральный Банк предлагают заменить нынешнюю пенсионную систему моделью ИПК — индивидуального пенсионного капитала. Если это произойдет, пенсионные взносы будут отсчитываться с заработка сотрудника.

Минфин предполагает, что система начнет работать не ранее 2019 года. Впервые годы действия программы плательщики смогут установить размер своих выплат в процентах. Сотрудники могут приостановить формирование пенсии на срок до пяти лет или забрать её раньше положенного времени — например, по причине болезни.

В связи с этим выбором на их счете сформировалось определенное количество накоплений. Как правило, это граждане, родившиеся в 1967 году и позже. Право на выплату данного обеспечения имеют граждане, достигшие пенсионного возраста. Так же, как и страховая пенсия по старости, накопительная может быть назначена досрочно в соответствии со ст. В зависимости от того, какой вид выплаты накоплений выбран, накопительная пенсия может выплачиваться в следующие сроки: бессрочно, срочно и единовременно.

От этого так же зависит и размер выплат. Бессрочная пенсионная выплата осуществляется ежемесячно до конца жизни застрахованного лица. Ее размер зависит от ожидаемого периода выплаты. Продолжительность этого периода определяется на основании официальных данных о продолжительности жизни в нашей стране. В 2016 году этот период составлял 19. В 2017 году повысился период выплаты пенсионных накоплений до 240 месяцев, это обусловлено увеличением продолжительности жизни населения.

В отличие от бессрочной, продолжительность срочной пенсионной выплаты определяет застрахованное лицо. Срок может быть любым, но не менее 10 лет или 120 месяцев [5, c. Закон предусматривает следующее распределение взносов. Для работников 1966 года рождения и старше вся сумма перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии из них 6 процентов — солидарная часть: то, что идет на финансирование выплат нынешним пенсионерам; 16 процентов — индивидуальная часть.

Для работников 1967 года рождения и младше 16 процентов перечисляется на финансирование страховой части из них 6 процентов — солидарная часть, 10 процентов — индивидуальная часть , 6 процентов — на финансирование накопительной пенсии. Индивидуальный пенсионный коэффициент ИПК — число, отражающее в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Юридическое значение данного юридического факта заключается в том, что с ним связан не только размер страховой пенсии, но и право на пенсию по старости. На сегодняшний день в связи с изменениями в системе пенсионного обеспечения гражданам был предоставлен выбор: перечислять взносы на формирование только страховой выплаты или страховой и накопительной. Данные изменения были одной из основных стратегических целей реформы для обеспечения сбалансированности финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда, путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений.

Литература: Федеральный закон от 28. Право социального обеспечения России. Кутафина, 2016. Соловьев А. Курылёва О. Похожие статьи В российской пенсионной системе действуют два основных компонента: страховая или распределительная часть, которая досталась в Планируется, что затем эти средства вернуться застрахованным лицам в виде накопительной части его трудовой пенсии.

Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения за выслугу лет. Имеющаяся нормативная законная основа никак не включает точного.

Правовое регулирование в области страховых пенсий Правовое регулирование в области страховых пенсий Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе пенсионного законодательства и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении. Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ.

Норма статьи 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

Само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты. Остановимся подробнее на федеральных законах, которыми регулируется пенсионное обеспечение в РФ. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования". Предметом его регулирования являются отношения в системе обязательного социального страхования. Он определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и или социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий.

В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования. В статье 8 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно статьи 23 денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ.

Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Им устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.

Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

В ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц. В части первой статьи 7 ФЗ-400 содержится ссылка на ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий.

В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В статьи 20 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со статьей 15 ФЗ-400.

Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом. Отдельная глава ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" посвящена вопросам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование тариф страхового взноса, тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, единый расчетный документ, добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и др.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой перечислением страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах регулируются нормами Федерального закона от 24 июля 2009 г. В части 3 статьи ФЗ-212 указано, что особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Особенности уплаты страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования определяются ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В статье 3 ФЗ-212 органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, назван Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы. Федеральный закон "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального персонифицированного учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Одной из целей индивидуального персонифицированного учета в статье 3 ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" названо создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица.

Индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципе единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Органом, осуществляющим индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, назван Пенсионный фонд РФ, которым на каждое застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Перечень федеральных законов, названный в части 1 ФЗ-400, не является исчерпывающим и подлежит дополнению. Установленные в соответствии с данным документом трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости по инвалидности выплачиваются в прежнем, более высоком размере в случае, если при перерасчете указанных трудовых пенсий в соответствии с частями 1 и 2 статьи 34 ФЗ-400 размер соответствующей пенсии или доли пенсии не достигнет прежнего размера пенсии без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии.

Изначально ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливались основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Трудовые пенсии делились на три вида: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца, так же как сейчас делятся страховые пенсии.

Это означает, что начиная с указанной даты страховые пенсии жители Крыма и Севастополя получают наравне с другими россиянами, и на них распространяется действие законордательства о назначении и выплате социальных пенсий. Так, в части 7 статьи 2 ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" содержится ссылка на статью 21 ФЗ-400.

Суть положения состоит в том, что ст. До поступления от гражданина заявления о выборе способа доставки пенсии она осуществляется по его месту жительства или месту его пребывания, указанным в выплатном деле, через организации почтовой связи.

Ряд федеральных законов, входящих в пенсионное законодательство, имеет лишь косвенное отношение к урегулированию правоотношений, связанных с назначением и выплатой страховых пенсий. В систему пенсионного законодательства, в том числе законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях, входят общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области пенсионного обеспечения.

По общему правилу общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В части 4 статьи 15 Конституции РФ содержится норма о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. К международным договорам соглашениям РФ относятся международные соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным государством или государствами , с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международными соглашениями могут регулироваться отдельные вопросы предоставления пенсий российским гражданам, проживающим за рубежом, и иностранцам, проживающим в России. По сути, все названные международные акты основаны на принципе территориальности. Конкретные виды пенсий, в том числе виды социальных пенсий в таких соглашениях не называются. Положения международных соглашений носят общий характер, их основная суть состоит в том, что пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого они проживают.

На основании соглашений с бывшими союзными республиками при переселении пенсионера в пределах государств-участников соответствующих соглашений выплата пенсии по прежнему месту жительства может быть продолжена, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера до возникновения права на пенсию на основании правового регулирования этого государства. За периоды страхового трудового стажа, приобретенного после этой даты на территориях Договаривающихся Сторон, пенсия выплачивается по законодательству и за счет средств Договаривающейся Стороны, на территории которой этот стаж приобретен.

Частью 4 ФЗ-400 закреплено, что Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. Поэтому постановления Правительства РФ занимают особое место в системе законодательства о социальных пенсиях.

В целях единообразного применения ФЗ-400 при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения. В качестве примера приведем Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".

Названный Приказ разъясняет положения части 6 статьи 21 ФЗ-400, определяет документы, необходимые для установления страховой пенсии доли страховой пенсии по старости. В части 5 статьи 2 ФЗ-400 содержится ссылка еще на два федеральных закона, которые следует отнести к системе законодательства РФ о страховых пенсиях. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируется ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Ряд норм ФЗ-400 прямо отсылает к названному закону, среди них: часть 2 статьи 5, предусматривающая в отдельных случаях, предусмотренных ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право лица на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии; часть 3 статьи 9, устанавливающая право инвалида, не имеющего страхового стажа на социальную пенсию по инвалидности в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; часть 11 статьи 10, говорящая о том, что социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначается в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке.

Закон распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей. Часть 6 статьи 2 ФЗ-400 позволяет включить в систему законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях отдельные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и акты организаций, если они регулируют отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан соответственно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций.

С началом социально-экономических реформ ситуация в области пенсионного обеспечения резко обострилась. Несмотря на создание Пенсионного Фонда РФ и введение страховых взносов на государственное пенсионное страхование не удалось добиться стабилизации пенсионной системы.

Доминируют уравнительные тенденции, дифференциация практически отсутствует. Так, соотношение максимальной и минимальной пенсий составляет 1,4:1 вместо 3:1 по действующему законодательству1.

Растут диспропорции в соотношении экономически активного населения и пенсионеров. В России это соотношение составляет 1,8 к 1, в то время, как в промышленно развитых странах -2,2-2,4 к I2.

Страховой элемент государственной пенсии по своему объему несопоставим с нестраховыми компенсациями, повышениями, надбавками некоторых видов и т. Несмотря на низкий уровень государственного пенсионного обеспечения, не удается в полной мере стимулировать развитие систем дополнительного страхования, как обязательного, так и добровольного.

Суды испытывают значительные трудности при рассмотрении споров по пенсионным вопросам, потому что ранее применялся ведомственный по рядок защиты пенсионных прав. Законодательство устанавливает сложный механизм уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, поэтому страхователи часто нуждаются в разъяснениях.

Все это требует специального научного исследования проблемы пенсионного страхования. В процессе работы над диссертацией были использованы достижения общей теории права, в частности, труды С.

Алексеева, А. Мицкевича, В. Нерсесянца, В. Протасова, С. Полениной и др. Изучалась литература по гражданскому праву, например, работы В. Райхера, В. Серебровского, Ю. Толстого, Ю. Фогельсона, М. Ши-миновой и др. Использовались работы в области трудового права, например, труды Л. Бугрова, С. Головиной, К. Гусова, и др. В ходе исследования широко использовались труды таких представителей науки права социального обеспечения, как Е.

Азарова, В. Андреев, В. Ачаркан, Ю. Васильева, И. Гущин; А. Зайкин, М. Захаров, Т. Иванкина, Р. Иванова, М. Лушникова, Е. Мачульская, М. Полупанов, Э. Тучкова, В. Шайхатдинов и др. Наряду с юридической литературой изучалась также экономическая, например, работы А. Никифоровой, М. Дмитриева, В. Дятлова, Л. Рейтнера, Л. Ржани-цыной, В. Ройка, В. Шахова и др. Привлекалась литература по философии, социологии, психологии, конституционному, административному праву.

Впервые в отечественной правовой науке предпринята попытка межотраслевого комплексного исследования пенсионного страхования как основного элемента пенсионной системы.

Обосновывается необходимость развития различных форм пенсионного страхования обязательного, условно-обязательного и добровольного , характеризующихся различной степенью участия государства и его органов в осуществлении пенсионирования граждан.

Доказывается необходимость координации систем обязательного и дополнительного пенсионного страхования в целях сохранения приобретенных пенсионных прав и повышения уровня пенсионного обеспечения.

Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права Омского государственного университета. Основные положения диссертации содержатся более чем в 20 опубликованных работах автора. Наиболее важные результаты исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях в Омском 1991, 1993, 1996, 1999 , Томском 1990, 1992, 1995, 1998, 2000 , Тюменском государственных университетах 1995 , Институте философии и права СО РАН 1996 , Уральской государственной юридической академии 1995 и Нижегородском Юридическом институте МВД России 1998.

Апробация результатов исследования проводилась диссертантом в процессе оказания юридической помощи страхователям в системе государственного пенсионного страхования Нотариальной палате Омской области, Региональному центру по связям с общественностью и др. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, списка литературы и нормативных актов. Понятие и элементы пенсионной системы В советском праве социального обеспечения понятие и структура пенсионной системы исследовались в свое время применительно к созданию единой системы пенсионного обеспечения рабочих и колхозников1.

Пенсионная система рассматривалась как элемент системы социального обеспечения, а пенсионное право - как формирующийся институт генеральный институт, подотрасль права социального обеспечения. С началом социально-экономических реформ пенсионная система вновь стала предметом широкого круга научных исследований, правда, в основном, экономического направления. Полагаем, что такие терминологические преобразования связаны с постепенным формированием смешанной многоуровневой пенсионной системы, которая должна стать основной частью системы социальной защиты населения.

Социальная защита населения - это понятие более широкое, чем понятие социальное обеспечение. Вопросы их соотношения анализируются в научных исследованиях В. Шайхатдинова, Ю. Васильевой, И. Чикиревой, М. Федоровой, в учебных пособиях по праву социального обеспечения. Если понимать пенсионную систему в несколько упрощенном виде как систему пенсий, предоставляемых гражданам на различных уровнях из разных финансовых источников, то необходимо исследовать само понятие пенсии, выработанное в науке права социального обеспечения.

В целом по этому вопросу было достигнуто определенное единство. Были сформулированы основные признаки пенсий. К их числу отнесены следующие: выплата пенсий за счет средств специализированного источника Пенсионного фонда или федерального бюджета ; выплата осуществляется периодически ежемесячно ; пенсии устанавливаются с учетом трудового страхового стажа граждан и социальных факторов; назначаются при наличии условий, указанных в законе достижение установленного возраста; наступление инвалидности; потеря кормильца; наличие трудового стажа определенной продолжительности и др ; выплата пенсий гарантируется государством; как правило, пенсии исчисляются из заработка или иного дохода; они являются источником средств существования для неработающих пенсионеров1.

В исследованиях по праву социального обеспечения в последние годы наметилась тенденция дифференцированного подхода к определению пенсии. Так, Ю. Васильева выделяет пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии по государственному пенсионному страхованию и государственные социальные пенсии и формулирует соответствующие дефиниции в качестве основы для дальнейших исследований. Разграничение указанных видов пенсий проводится по таким критериям, как финансовый источник пенсия по государственному пенсионному страхованию выплачивается из средств бюджета Пенсионного фонда РФ, пенсии двух других видов - из средств федерального бюджета , категории обеспечиваемых пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляются отдельным категориям граждан в связи с определенным сроком военной или государственной службы, работы службы в правоохранительных органах, а также гражданам, пострадавшим в результате вредных радиационных воздействий, социальные пенсии - гражданам, не имеющим права на пенсионное обеспечение первого или второго видов ; условий назначения наличие страхового стажа либо определенная продолжительность службы , размера пенсии он может быть соизмерим либо с прошлым заработком, либо с прожиточным минимумом пенсионера.

Учтен также признак возмездности: если пенсии по государственному пенсионному обеспечению или страхованию предоставляются в связи с прошлой трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, то социальная пенсия названа безвозмездной денежной выплатой.

Понятие пенсионного страхования Прежде чем перейти к характеристике пенсионного страхования, следует определить, что понимается под страхованием как таковым. Правильность такого подхода можно оценить с позиций философии и логики, а также, исследовав ход исторического развития страхования как общественно-экономического института. Логически пенсионное страхование, являясь разновидностью страхования вообще, соотносится с ним как часть и целое.

С точки зрения диалектики, свойства частей целиком определяются свойствами целого. С другой стороны, целое несводимо к сумме частей, оно характеризуется новыми свойствами, не присущими отдельным частям элементам , но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Таким образом, имеет место так называемая интегративность1. Полагаем, что применительно к страхованию свойство интегративности означает, что различные виды страхования, объединенные общими признаками, направленные на решение аналогичных социально-экономических задач одними и теми же способами, составляют в совокупности универсальный механизм коллективной ответственности за индивидуальный риск.

Принято выделять три вида страхования, в зависимости от объекта страхования страхового интереса : личное страхование, в котором объектом выступают имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица; имущественное страхование, где объектом выступают интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом, а также страхование ответственности, опосредующее возмещение причиненного страхователем вреда ст.

Таким образом, пенсионное страхование следует рассматривать как вид личного страхования. При этом такой страховой интерес, как пенсионное обеспечение, назван непосредственно в законе среди других имущественных интересов, выступающих объектами личного страхования.

Это еще раз подтверждает особую социально-экономическую значимость пенсионного страхования. Рассматривая историю возникновения страхования, в том числе -пенсионного, необходимо подчеркнуть, что наиболее полно эти вопросы исследованы в работах В.

Райхера, признанного основоположником страхового права в нашей стране. Он отмечает, что страхование было известно уже в Древней Греции. В эпоху Александра Македонского образовывались не только взаимные, но и акционерные общества страхования1.

Исторически первым возникает имущественное страхование. Только после того, как этот экономический механизм продемонстрировал свою эффективность, возникла идея о его возможном применении для обеспечения имущественных интересов физических лиц, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью.

Сначала возникает добровольное страхование, а затем обязательное. В полной мере это относится и к пенсионному страхованию как способу решения важных социальных задач по материальному обеспечению престарелых и нетрудоспособных. Субъекты государственного пенсионного страхования Методологически проблему субъектов пенсионного страхования можно рассматривать, по нашему мнению, с двух позиций. Прежде всего, с точки зрения общей теории права пенсионное страхование может быть представлено как система общественных отношений, которые в результате правового опосредования выступают как правовые отношения.

Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения за выслугу лет. Имеющаяся нормативная законная основа никак не включает точного.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Правовое регулирование жизнедеятельности на оккупированной территории


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий