+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Налоги в системе доходов государства

Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, и систему государственных институтов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как Ты Кормишь Государство

Вы точно человек?

налоги в системе доходов государства
Статья посвящена анализу налоговых доходов государственного бюджета. эффективности функционирования налогово-финансовой системы.

Финансы и экономика Налоговые доходы государства и муниципальных образований К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов.

С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — один из признаков государства. В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов. Согласно ст. Наличие нормативного определения налога и установление его правовых признаков необходимо всем участникам налоговых правоотношений.

Используя положения ст. Государство создает условия для производительной деятельности отдельных граждан — предпринимателей и коммерческих структур. Оно же через систему налогов и сборов переводит значительную часть прибыли доходов , полученной гражданами, в государственную собственность и вводит ее тем самым в режим опосредованного достояния народа. Органы государственной власти получают право на законно установленных условиях получать в доход казны причитающиеся налоги, а в необходимых случаях — взыскивать их принудительно.

Нормативное определение налога содержит следующие юридические признаки: 1 обязательность; 2 безвозвратность и индивидуальная безвозмездность; 3 денежный характер; 4 публичное предназначение. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характеру означающий юридическую обязанность перед государством.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции ввела обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности.

Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, предусмотренных ст. Другим юридическим признаком, вытекающим из нормативного определения налога, является безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи.

Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-о пред еле иному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу каких-либо действий.

Налогоплательщик не имеет прямой личной заинтересованности в уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав. Признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом. Любой налогоплательщик является частью социума, оформленного в виде государства. Государство, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и т.

Конечный результат деятельности государства распространяется на всех членов общества независимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает. Следовательно, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан. Возмездный характер налога может проявиться только в процессе распределения публичных денежных средств, то есть в рамках бюджетных отношений.

Налоговое право регулирует отношения по взиманию обязательных платежей, поэтому в рамках налоговых отношений всегда будет преобладать односторонняя имущественная обязанность частного субъекта перед публичным.

Налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

Уплата налога производится в наличной или безналичной формах в валюте РФ. В исключительных случаях иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. Последним юридическим признаком налога является его публичное предназначение.

С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги. Роль налогов проявляется в их функциях. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Исторически первой, наиболее последовательно реализуемой и сегодня функцией налогов выступает фискальная. Сущность ее заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их деятельность.

Формирование основной массы доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства в качестве крупнейшего экономического субъекта. Своеобразным дополнением фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирование производства и потребления. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм.

Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны либо, наоборот, нежелательны на определенном этапе развития экономики. Каждая функция показывает, каким образом реализуется публичное назначение налогов. Следует отметить, что любая функция налогов является экономико-правовой категорией, то есть опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.

Все законодательно предусмотренные налоги объединяются в единую систему. Современное налоговое законодательство не содержит определения системы налогов и сборов РФ. Однако в результате анализа ст. Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям: 1 в зависимости от плательщика: налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций НДС, налог на прибыль и др.

Необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства; налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц налог на доходы физических лиц и др.

Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица например, земельный налог ; 2 в зависимости от формы налогообложения: прямые налоги подоходно-имуществе иные налоги — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником налог на прибыль и др.

Прямые налоги бывают: а личные налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода прибыли и учитывающие финансовую состоятельность плательщика например, НДФЛ, налог на прибыль доход организаций ; б реальные налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается; ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков например, налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог ; косвенные налоги налоги на потребление — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем акцизы, НДС и др.

При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара работ, услуг , являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара работ, услуг. Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные; 3 в зависимости от территориального уровня: федеральные налоги — налоги, устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — Федеральным Собранием РФ Государственной Думой и Советом Федерации.

Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории РФ и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п.

Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации; целевые налоги — налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий например, земельный налог ; 6 в зависимости от периодичности взимания: разовые налоги — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий например, водный налог ; регулярные налоги — налоги, взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика НДФЛ, налог на имущество организаций и др.

Перечисленные критерии классификации налогов не являются исчерпывающими, но вместе с тем представляются достаточными для юридической характеристики всех действующих налогов и сборов в Российской Федерации. В настоящее время Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17. Снижение налогов способствует росту и развитию производства, стимулирует сбережения и инвестиции, повышает совокупный спрос, и доходы государства растут вместе с доходами его граждан.

Однако благоприятные последствия либеральной налоговой политики становятся ощутимыми лишь через несколько лет после ее введения. А в первые годы после снижения налоговой нагрузки в связи с уменьшением поступлений из налоговых источников, как правило, уменьшается и доходная часть государственного бюджета. В этой связи государство, вставшее на путь либеральной налоговой политики и, следовательно, на путь либерализации налогового законодательства, неизбежно сталкивается с проблемой поиска альтернативных доходов, которые могли бы восполнить снижение налоговых поступлений в централизованный государственный фонд.

Налоговые доходы государства и муниципальных образований

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов.

Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. На исключительное значение налогов для государства указывал К. Если первоначально роль налоговых доходов в общем объеме финансирования государственных нужд была минимальной, то дальнейшее развитие государственных институтов уже происходило все с большим, а затем подавляющим участием денег налогоплательщиков. За последние два столетия налоговые доходы постепенно превратились в главную финансовую основу любого индустриального государства.

Сегодня в демократических государствах с экономикой рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, поступающие в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения. Налоги и неналоговые доходы — два определяющих источника процветания любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе.

При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди и населения внутренние заимствования и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов внешние заимствования.

В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям. Следовательно, налоги — важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Без налогов нет бюджета. Основная задача по мобилизации доходов в бюджетную систему — повышение эффективности налогового администрирования при одновременном снижении налогового бремени. Следует заметить, что взимание налогов - исключительная прерогатива государства, и никакое общественное объединение или частное лицо не вправе заниматься этим, кроме специально уполномоченных государственных служащих.

Каждая страна мира имеет свою особую налоговую систему. Их особенности обусловливаются спецификой развития данного региона, уровнем гражданского сознания населения, степени влияния государства в данном обществе. Но цель их одна - обеспечить деятельность государственного механизма управления и принуждения. Государство как получатель налогов устанавливает правила их исчисления и уплаты налогоплательщиками.

Закон определяет плательщиков налогов, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги являются мощным орудием в руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и приоритеты в государстве.

Оно же через систему налогов и сборов переводит значительную часть прибыли (доходов), полученной гражданами, в государственную собственность.

Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов

Налоги как основная часть доходов бюджета. Ответ: Налоги как основная часть доходов бюджета Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти. Бюджеты в странах с развитой рыночной экономикой формируются в основном за счет налоговых поступлений. На протяжении последних столетий менялась роль тех или иных налогов в формировании бюджета капиталистических стран. Если для 19-го века главными были косвенные налоги, включаемые в цену товара, то на протяжении 20-го века постепенно происходило увеличение доли прямых налогов, особенно подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль с корпораций.

Одним из основных источников налоговых доходов государственных бюджетов развитых стран в настоящее время стал подоходный налог с населения.

Доля налогов в территориальных бюджетах значительно меньше. Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяет конкретные элементы налогов. В зависимости оттого, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Налоговым кодексом РФ установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов. Федеральные налоги в РФ установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Налоговые доходы: 1 налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; 2 налоги на имущество; 3 платежи за пользование природными ресурсами; 4 налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; 5 прочие налоги, пошлины, сборы.

Ларина Л.

Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов Налоговые полномочия органов власти и управления различных уровней. Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. Налоги обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная. С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики.

Эту функцию налогов принято называть распределительной. Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса.

Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности. С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности.

С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы. Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются: плательщик организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и или сборы; объект налогообложения юридические факты действия, события, состояния , с наступлением которых возникает обязанность по уплате налога; налоговая база - сумма, с которой взимается налог, это часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; налоговая ставка та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога; может устанавливаться в абсолютных суммах в рублях , либо в процентах; налоговый период это календарный год или другой период времени относительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате; порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме. В соответствии со ст. I Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

К факультативным элементам налогообложения относятся: налоговые льготы и основания для их использования, ответственность за налоговые правонарушения, а также порядок удержания и уплаты неправильно удержанных сумм налога. От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений лицензий.

Таким образом, если налоги поступают только в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды. К сборам относятся: государственная пошлина, таможенный сбор, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные сборы. Налоги и сборы классифицируются по ряду признаков.

Прежде всего, налоги подразделяются на две подсистемы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица, а косвенные взимаются в виде надбавки к цене товара.

Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов.

Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, то есть налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту налогообложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления. Основой следующего классификационного признака является источник уплаты налогов. Это: заработная плата, выручка, доход или прибыль, себестоимость.

Наиболее существенным признаком классификации налогов является принадлежность их к уровням власти и управления. Социально-экономическая сущность налогов, их функции. Элементы налогообложения. Налоговая систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения. В то же время необходимо понимать, что налоговая система многоуровневая, она включает не только совокупность налогов, сборов и других платежей система налогов , но также совокупность законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, и систему государственных институтов, осуществляющих администрирование налогов, контроль за своевременностью и полнотой их уплаты.

Документом, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации часть I от 31 июля 1998 года 146-ФЗ, часть II от 5 августа 2000 года, 117-ФЗ. Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.

Экономические принципы формирования налоговой системы должны создавать условия для государственного регулирования воспроизводственного процесса не в форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования финансовых потоков в отдельных сферах и отраслях, а также в процессе накопления капитала, формирования платёжеспособного спроса населения.

Отсюда, налоговая система, как совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, призвана создавать для предпринимателей общие условия их деятельности, способствующие накоплению инвестиционного капитала, повышению эффективности производства. В Российской Федерации налоговая система ориентирована на потребности бюджетного финансирования, то есть преобладает фискальная функция налогов.

При этом рост налогового бремени подавляет деловую активность, а получаемые доходы бюджета всё равно не покрывают потребности бюджета. В сложившейся ситуации возникает задача разумного распределения доходного налогового потенциала между уровнями бюджетной системы страны. Построение налоговой системы определяется налоговыми полномочиями - правами уровней бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги.

В соответствии с Конституцией РФ, Налоговым, Бюджетным кодексами РФ, ФЗ О финансовых основах местного самоуправления и другими нормативно-правовыми актами, налоговыми полномочиями обладают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закреплённые и регулирующие: - закреплённые налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд; - регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной бюджетным законодательством.

Выделяют четыре основных принципа распределения налоговых полномочий: - стабильность разделения; - собственные доходы должны быть достаточны для эффективной реализации расходных полномочий; - доходы, генерируемые национальной экономикой должны облагаться федеральными налогами; - право делегировать передавать свои налоговые доходы нижестоящим бюджетам. Можно выделить следующие критерии распределения налогов между уровнями бюджетной системы: - стабильности - чем больше налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше уровень бюджетной системы, за которым они должны закрепиться; - экономической эффективности за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться те налоги, налоговая база которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти.

При этом если трудно обеспечить уплату налога на местном уровне, то налог необходимо закрепить за более высоким уровнем власти; - мобильности налоговой базы чем выше мобильность, тем на более высоком уровне должен собираться налог; - равномерности размещения налоговой базы чем выше неравномерность дисперсность размещения налоговой базы, тем больше должна быть централизация налога; - социальной справедливости - налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть закреплены за федеральным уровнем; - бюджетной ответственности платежи за бюджетные услуги должны поступать в бюджет того уровня власти, который данную бюджетную услугу оказывает.

В Российской Федерации формально используются все три основные формы распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако роль этих трёх форм отнюдь не одинакова.

Однозначно доминирует разделение федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования источников крайне незначительна. Налоговый контроль заключается в проверках выполнения хозяйственными агентами и физическими лицами своевременности и полноты выполнения своих налоговых обязательств перед государством.

Налоговый контроль проводится 31 должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений обязанных лиц, проверки данных учёта и отчётности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода. Налоговое правонарушение это виновно совершённое противоправное действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и их представителей за которое установлена законом ответственность.

Виновным в совершении налогового правонарушения признаётся лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Срок исковой давности по налоговым правонарушениям установлен в три года. Модель взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области налоговых полномочий по основным видам налогов.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты Если запланированные доходы государственного бюджета превышают Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Государственный бюджет


Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий